Изменения в законе о банкротстве

Содержание

Уничтожая нишу: поправки к закону «О банкротстве» могут лишить АУ конституционных прав

Изменения в законе о банкротстве

12 марта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился скандальный законопроект с изменениями в сфере банкротства, автором которого выступило Министерство экономического развития РФ.

Информация о нем еще раньше появилась в телеграм-канале Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих (ОРПАУ), где размещалась отсканированная версия законопроекта. Публичные обсуждения начались 16 марта.

 

Однако содержащиеся там положения назвать иначе, чем издевательством над арбитражными управляющими, нельзя.

Негативных поправок много, но особенно выделяется одна – профессионалов хотят «оградить» от действия трудового законодательства, а также запретить им организовывать свои профсоюзы.

С учетом последних событий, связанных с поправками в Конституцию РФ, и пропаганде о защите человеческих прав, ущемление интересов арбитражных управляющих выглядит варварски. 

Разобраться с изменениями в законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ изданию ДОЛГ.РФ помог арбитражный управляющий Анатолий Ний, проанализировавший главные новшества, которые планируется ввести в нормативно-правовой акт.

Ст. 20 закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ предлагается дополнить п. 14, в котором говорится, что на арбитражных управляющих не будет распространяться ни законодательство о профессиональных союзах, ни трудовое законодательство.

Ст. 30 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. В ст. 2 Трудового кодекса (ТК) РФ также закреплен принцип обеспечения права работников на объединение для защиты своих интересов. Ответа на вопрос, почему арбитражных управляющих хотят выделить в «касту неприкасаемых», нет.

«Я не встречал еще ни одной профессии, которой официально запретили бы создавать профсоюзы. Если рассматривать термин «саморегулируемая организация» (СРО), зайти на сайты этих самых СРО, то везде так или иначе будет прослеживаться слово «профессионал». Арбитражные управляющие – это профессионалы. Тогда почему же их лишают права объединяться в профсоюзы? Арбитражных управляющих оставляют фактически бесправными. Если этот неконституционный законопроект одобрят, то я уверен, что арбитражные управляющие выйдут на пикеты. Такие нормативные акты однозначно стоит оспорить в Конституционном Суде РФ», – отмечает Анатолий Ний. Очевидно, арбитражных управляющих хотят перевести под действие гражданского законодательства, наряду с обычными предпринимателями. Ведь статус арбитражного управляющего в законе до сих пор не определен.

Согласно ч. 2 ст. 20 законопроекта, арбитражный управляющий должен иметь высшее юридическое или экономическое образование.

В случае, если у профессионала иное образование, он должен пройти переподготовку, получив соответствующие компетенции в сфере права, финансов или экономики.

Сейчас арбитражным управляющим может стать любой гражданин с высшим образованием, имеющий опыт работы на руководящей должности не менее 1 года, а также прошедший стажировку помощником арбитражного управляющего не менее 2 лет.

«Я знаю многих арбитражных управляющих, не имеющих высшего юридического или экономического образования, но прекрасно справляющихся со своей работой. Более того, я сам один из таких арбитражных управляющих. По образованию я технарь. Но я смог вывести из стадии конкурсного производства тюменский Опытный завод «Электрон». Я стал его внешним управляющим, предприятие постепенно восстанавливает платежеспособность. Технические знания позволяют мне понять специфику работы предприятия, которую сложнее было бы определить «чистому гуманитарию». На мой взгляд, диплом об образовании не определяет компетенции арбитражного управляющего. Куда важнее эффективность его работы и тяга к самообразованию», – считает Анатолий Ний.

По мнению эксперта, такое нововведение лишает профессии многих людей, а также оттолкнет перспективных кандидатов. Не исключена массовая утечка кадров.

Единый государственный реестр арбитражных управляющих

В законе появится новая ст. 203-1, которая расскажет о государственной регистрации арбитражных управляющих. В частности, появится единый реестр профессионалов.

И все бы ничего, если бы не одна любопытная деталь: принципы ведения реестра будут определяться законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ.

Значит ли это, что арбитражным управляющим в будущем придется получать статус ИП?

В ч. 5 ст. 203-1 прописано, что государственная регистрация арбитражного управляющего должна занимать не более 5 дней. Однако документы нужно представлять по месту нахождения СРО, членом которой является профессионал.

Выходит, если арбитражный управляющий входит в московскую СРО и ведет деятельность, например, в Сибири, ему придется потратиться на поездку в столицу, чтобы зарегистрироваться. В ч.

7 вышеуказанной статьи описывается, что инициатором государственной регистрации своих членов выступает только СРО, если иное не будет предусмотрено законом № 127-ФЗ.

В закон хотят ввести ст. 442, которая определит балльную систему рейтинга арбитражного управляющего. Фактически будет две оценивающие шкалы. Одна из них будет определять эффективность профессионала в процедуре реструктуризации долгов, а другая – во время конкурсного производства и реализации имущества.

Как будут вестись подсчеты? Возьмем шкалу реструктуризации долгов:

  • если арбитражный управляющий сможет представить план реструктуризации, который устроит суд, то ему присвоят 60 баллов;
  • если платежеспособность должника будет восстановлена, а план реструктуризации успешно выполнен, то профессионалу присвоят 140 баллов, а если он имеет статус антикризисного управляющего – то 280 баллов.

Также количество баллов будет зависеть от соотношения суммы требований, включенных в реестр кредиторов, к средней сумме требований на всех этапах реструктуризации (чем больше разница, тем больше рейтинг).

Будут поощряться арбитражные управляющие, которые проведут реструктуризацию меньше, чем за 1 год. будет уменьшаться, если процедура реструктуризации будет длиться более 4 лет.

Если же восстановить платежеспособность должника не удалось, то арбитражный управляющий не получит никаких баллов.

При проведении конкурсного производства расчет баллов становится намного сложнее. Приведены формулы, которые будут учитывать средний процент погашения требований, средний процент повышения цены продажи имущества, количества процедур конкурсного производства.

И эти баллы будет легко потерять.

Минус 5 % от среднего балла всех арбитражных управляющих в случае, если действия профессионала будут признаны незаконными, либо его привлекут к административной ответственности, назначив санкцию в виде штрафа. Минус 25 % грозит при дисквалификации за совершенное административное правонарушение. И минус 50 % в случае, если должностное лицо причинило убытки должнику.

Единственное, участникам процедуры станет сложнее жаловаться на арбитражных управляющих. В ст. 60 введут ч. 31, которая предусматривает уплату государственной пошлины за каждую жалобу на профессионала.

Ее размер будет равен пошлине при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.

Отдельного внимания заслуживает новая редакция ч. 3 ст. 204 закона 127-ФЗ, которую хотят ввести законопроектом. Согласно ей, в случае, если арбитражного управляющего дисквалифицируют, то в течение 3 рабочих дней СРО направляет информацию в соответствующий суд, ведущий дело о банкротстве. Суд же обязан в течение 10 рабочих дней утвердить нового арбитражного управляющего.

И восстановиться в должности не получится. Даже если арбитражный управляющий выиграет апелляцию, вернуть работу над тем или иным банкротным производством он не сможет. Это также прямо прописано в новой редакции статьи.

Приводим дословную цитату (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст.

204): «В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей, а также в случае отмены или признания недействительным решения о государственной регистрации, послужившего основанием для такого отстранения, арбитражный управляющий не подлежит восстановлению арбитражным судом для исполнения данных обязанностей».

Фиксированная сумма вознаграждения

Ч. 3 ст. 206 пересматривает систему оплаты труда арбитражных управляющих. Теперь им полагается фиксированная оплата за свою работу, а именно:

  • финансовый управляющий единовременно получит 25 тыс. руб.;
  • конкурсный управляющий получит 100 тыс. руб., если ведет дело по должникам I группы, 300 тыс. руб. за должника II группы и 500 тыс. руб., если велось дело о банкротстве должника III группы;
  • конкурсный управляющий получит 50 тыс. руб. за ведение дела отсутствующего должника или в случае, если кредиторы откажутся от процедуры несостоятельности;
  • антикризисный управляющий получит единовременно 150 тыс. руб. за должника I группы и 300 тыс. руб. за должника II или III группы, а после того, как он утвердит план реструктуризации – ежемесячно будет получать по 50 тыс. руб., а если он еще и будет руководителем должника – то по 150 тыс. руб. каждый месяц.

При этом в законе не указывается, получит арбитражный управляющий эти деньги «чистыми», с учетом всех расходов, или нет. Также нет указания на то, как группы должников будут распределяться между профессионалами.

«Получается, некое предприятие довели до банкротства его руководители, у которых не было ни соответствующего образования, ни страховки. И в обязанности арбитражного управляющего теперь войдет «поднятие с колен» такого предприятия. И в случае, если такой возможности нет, то арбитражным управляющим придется работать за просто так. Ведь к профессионалам обращаются тогда, когда в бизнесе уже все плохо», – анализирует Анатолий Ний.

По факту, прибыльной остается только деятельность антикризисных управляющих. Остальные «подвиды» профессии, несмотря на важность проводимой и ими работы, обесцениваются.

В законе планируется ввести ст. 212, которая поделит все СРО на 3 группы. Скорее всего, СРО будут специализироваться по категории должников. С I группой смогут работать те, чей компенсационный фонд составляет 50 млн руб., со II группой – 100 млн руб., с III группой – 200 млн руб.

«На то, в какой группе СРО находится арбитражный управляющий, он сам объективно повлиять не сможет. Придется совершить дополнительные затраты со стороны профессионалов. Например, арбитражный управляющий захочет перейти из СРО, имеющей право работать с I группой, в СРО, которая работает с III группой. Должностному лицу снова придется платить компенсационные взносы, хотя он их уже оплачивал в прежней СРО», – рассказывает Анатолий Ний.

Получается, что рынок банкротств захватят крупные и богатые СРО, что приведет к монополизации сферы. Вдобавок, арбитражным управляющим придется прикладывать финансовые усилия, чтобы сохранить свою СРО в той или иной группе. В ч.

7 указанной статьи прописано, что в случае, если компенсационный фонд истощится, то нужно будет или его наполнить (скорее всего, за счет арбитражных управляющих), или перевести в низшую категорию.

Если компенсационный фонд мал даже для I группы, то СРО и вовсе должны будут ликвидировать.

Если какой-либо арбитражный управляющий из конкретного СРО совершит ошибку, которая повлечет убытки объединения, то за его «косяки» придется отвечать всем его членам. Ведь никому не захочется, чтобы СРО понизили в статусе и отдали ему самых невыгодных должников.

Ч. 4 ст. 29 закона «О банкротстве» предлагается также поменять. Если раньше регулирующий орган только утверждал федеральные стандарты и программу подготовки арбитражных управляющих, то теперь его наделят правом самостоятельно эти стандарты разрабатывать.

Эти стандарты регулирующему органу придется согласовывать… с самим собой. Руководитель регулирующего органа утвердит экспертный совет, который и должен будет решить, хорошие стандарты придуманы или нет.

Экспертный совет вправе вносить предложения о разработке федеральных стандартов.

«Мы из СРО уходим в органы. Если регулирующий орган будет сам разрабатывать все стандарты, зачем тогда нужны СРО?» – недоумевает Анатолий Ний. Также эксперт выражает опасения, что арбитражным управляющим придется содержать за свой счет не только СРО, но и регулирующий орган.

Анатолий Ний согласен с тем, что изменения в законе «О банкротстве» нужны. Однако менять его такими кардинальными способами не требовалось.

Сейчас важно, чтобы арбитражным управляющим позволили участвовать в обсуждении поправок в закон № 127-ФЗ. Необходимо создать рабочую группу, которая бы учла мнение профессионалов.

В противном случае закон будет полон правовых коллизий, ущемляющих интересы арбитражных управляющих.

Источник: https://xn--c1abvl.xn--p1ai/news/arbitrazhnoe_upravlenie/unichtozhaya_nishu_popravki_k_zakonu_o_bankrotstve_mogut_lishit_au_konstitutsionnykh_prav/

Новый закон о банкротстве: что ждет должников – физических лиц в 2021 году

Изменения в законе о банкротстве

Пока рассматривались поправки о внесудебном упрощенном банкротстве, Правительство РФ вынесло на обсуждение новый законопроект, кардинально меняющий Закон № 127-ФЗ. На данный момент законопроект уже прошел общественное обсуждение и экспертизу.

Несмотря на множество отрицательных заключений, документ направлен на экспертизу в Государственно-правовое управление (ГПУ) при Президенте РФ. Это означает, что законопроект скоро может поступить на рассмотрение депутатов Госдумы РФ.

Зачем нужен новый закон о банкротстве

Все законы постепенно дополняются и меняются, если это нужно для защиты интересов государства, граждан, юридических лиц и предпринимателей. Закон № 127-ФЗ тоже не идеален. Поэтому почти каждый год в него принимают несколько поправок.

Законопроект, который сейчас предлагает Правительство РФ, кардинально меняет весь механизм банкротства. Вводятся новые понятия, корректируется механизм назначения управляющих, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы.

Большая часть изменений касается юридических лиц и ИП, полномочий арбитражных управляющих. Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них читайте ниже.

Где читать текст законопроекта

Самостоятельно ознакомиться с текстом нового законопроекта, это можно по ссылке.

Стадия, на которой принимались предложения и замечания в порядке общественной инициативы, уже завершена. Поэтому все последующие изменения могут вносить только эксперты ГПУ, депутаты Госдумы РФ.

Что нового предусматривает законопроект о банкротстве

Основные нововведения коснуться правил утверждения управляющий и оплаты ему вознаграждения, порядка реализации имущества.

1. Классификация должников по доходам

Всех должников предлагается распределить на три группы.

Физические лица попали в первую группу. В нее же входят организации и ИП, чей доход за предыдущий год не превысил 800 млн. руб., а стоимость активов не превышает 300 млн. руб.

Предприниматели могут попасть во вторую группу, если их доход составит от 800 млн. руб. до 2 млрд. руб.

Третья группа включает юр. лиц и ИП с доходом от 2 млрд. руб.

Для большинства рядовых граждан-должников это нововведение коснется только в части назначения управляющих. СРО управляющих тоже будут делиться на три группы. Физические лица смогут указать в заявлении только СРО первой группы. Одним из обязательных условий для саморегулируемых организаций первой группы является не менее 10 завершенных процедур банкротства.

2. Изменения обязательных стадий банкротства

Физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Как и раньше, для них будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.

У юридических лиц теперь не будет наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, так как эти процедуры крайне редко являются эффективными.

3. Назначение управляющих и оплата их услуг

Сейчас управляющий назначается из числа кандидатур СРО, которое должник укажет в заявлении. В этим нередко возникают проблемы, так как управляющий может отказаться подать свою кандидатуру на утверждение суда.

Управляющие будут назначаться на основе рейтинга. Каждое СРО будет обязано представить не менее одной кандидатуры, после чего выбор из всех кандидатов сделает компьютерная система суда. Если СРО откажется представить кандидатуры управляющих для выбора, оно рискует перейти в более низкую группу, а потом и вообще потерять статус.

Важные новшества ожидаются в размере вознаграждения управляющих, так как оно выплачивается за счет должника. Вот что нового может ждать граждан-должников.

100 тыс. руб. должен будет заплатить должник в качестве вознаграждения финансовому управляющему за каждую процедуру банкротства (сейчас эта сумма 25 тыс. руб.).

Изменится размер выплат управляющему от стоимости реализованного имущества. Он получит:

  • 10% при стоимости реализации до 1 млн. руб.;
  • 7% при стоимости реализации от 1 до 10 млн. руб.;
  • 5% при стоимости реализации от 10 до 100 млн. руб.;
  • 2% при стоимости реализации свыше 100 млн. руб.

Сейчас управляющий берет 7% при любой стоимости реализованного имущества. Естественно, если у должника вообще нет активов под реализацию, управляющий получит только фиксированное вознаграждение.

Мы советуем не тянуть с подаче заявления на судебное банкротство. С принятием нового закона, списать долги станет дороже.

4. Изменение порядка продажи имущества с торгов

Сейчас торги проводятся через электронные площадки, а оценку имущества делает управляющий. Сведения обо всех этапах банкротства, в том числе о начале реализации, публикуют на Федресурсе.

Если примут новый законопроект, механизм поменяется:

  • извещения будут размещаться на официальном государственном портале торгов;
  • все сведения о торгах, в том числе о составе и цене лотов, будут размещаться на специальных интернет-площадках (маркетплейсах);
  • торги будут проводиться по двухступенчатой «голландской схеме» с плавающим определением цены, возможностью ее снижения при рассмотрении предложений участников.

Сохраняется минимальная стоимость имущества, при которой оно выставляет на торги – от 100 тыс. руб. Если его стоимость меньше, управляющий может продавать имущество без торгов, в том числе по прямым предложениям.

Источник: https://Bankrotom.ru/novyy-zakon-o-bankrotstve-chto-zhdet-dolzhnikov

Проект изменений в Закон о банкротстве. Что изменится для компаний и арбитражных управляющих?

Изменения в законе о банкротстве

Минэкономразвития подготовило масштабный проект поправок в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Изменения касаются банкротства юридических лиц. Из Закона о банкротстве хотят исключить процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

В законе останется только конкурсное производство, а также появится новая процедура — реструктуризация долгов. Разработчики законопроекта рассчитывают, что изменения помогут банкротам сохранять бизнес и восстанавливать платежеспособность компании. Сейчас подобным образом заканчивается меньше 2% банкротств. Этот показатель хотят увеличить хотя бы до 10%.

Предполагается, что изменения вступят в силу с 2021 г.

Минэкономразвития России подготовило и разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект опубликован на regulation.gov.ru под ID 02/04/03-20/00100272, далее — Проект).

В этом Проекте Минэкономразвития предлагает оставить только две процедуры банкротства — реструктуризацию долгов и конкурсное производство, а также возможность выхода из него с помощью мирового соглашения.

Предусмотрены в законопроекте и меры по борьбе с контролируемыми банкротствами. Чтобы кредиторы не могли назначать «своего» управляющего, предлагается выбирать управляющего случайным образом на основе рейтинга (ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Оплата работы управляющего будет фиксированной и зависеть от объема поступлений в конкурсную массу и скорости банкротных процедур (п. 23 ст. 1 Проекта). Чем дольше длится процесс, тем меньше получит управляющий.

Публичное обсуждение Проекта закончится 3 апреля.

Процедура реструктуризации долгов

Реструктуризация долгов — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику — юридическому лицу в целях восстановления его платежеспособности, сохранения его бизнеса и удовлетворения требований кредиторов.

Согласно Проекту план реструктуризации долгов должно одобрить собрание кредиторов и утвердить суд (п. 72 ст. 1 Проекта). После этого в деле о банкротстве появится антикризисный управляющий.

Должник обязан предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения процедуры (п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Конкурсные кредиторы, управляющий, учредитель или участник банкрота тоже могут предложить свои планы (п. 2 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

В плане должно быть обоснование возможности восстановления платежеспособности компании и удовлетворения требований кредиторов.

Он может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, продажу предприятия или части его имущества, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств путем предоставления отступного, изменение сроков, порядка и объема исполнения обязательств, прекращение и изменение условий залога, прощение долга и т.д. Также возможна конвертация требований в доли в уставном капитале компании-должника, ее акции, облигации или иные ценные бумаги (п. 5 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

План реструктуризации должен предусматривать полное погашение задолженности по текущим платежам и требованиям кредиторов первой и второй очереди в течение трех месяцев с даты его утверждения.

Срок реструктуризации не может превышать четыре года со дня утверждения плана. Решением собрания кредиторов этот срок можно продлить еще на четыре года (ст. 83 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

После введения реструктуризации долгов:

  • снимаются ранее наложенные аресты и другие ограничения на имущество должника;
  • учредитель должника не сможет получить действительную стоимость доли;
  • нельзя распределять прибыль между участниками и учредителями, не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  • не начисляются проценты и неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных и неденежных обязательств и обязательных платежей (ст. 64 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Работа арбитражных управляющих

Сейчас кандидатуры арбитражных управляющих предлагает должник или кредитор. Это часто приводит к процедурам контролируемого банкротства, намеренному затягиванию процедур. Проект предлагает назначать арбитражных управляющих случайным образом на основе рейтинга (ст. 44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего (ст. 44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проект предусматривает подробный порядок и формулы расчета баллов арбитражных управляющих (ст. 44.2 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Так, за каждый утвержденный план реструктуризации управляющие будут получать по 60 баллов, а за успешное исполнение каждого такого плана — еще 140 баллов (п. 3 ст. 44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, будет состоять из фиксированной суммы и суммы процентов. Фиксированная сумма зависит от процедуры и группы должника. Например, за завершение конкурсного производства/введение реструктуризации долгов/прекращение процедуры банкротства управляющий получит от 100 000 до 500 000 руб.

Антикризисный управляющий сможет получить единовременно за период с даты введения реструктуризации долгов до даты утверждения плана реструктуризации долгов либо прекращения производства по делу о банкротстве от 150 000 до 300 000 руб. (п. 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проект вводит обязательную государственную регистрацию арбитражных управляющих по аналогии с индивидуальными предпринимателями. Для нее необходимо членство в одной из СРО, а все действующие арбитражные управляющие должны быть внесены в госреестр.

Проект также предусматривает появление нового органа, который будет принимать экзамены на статус арбитражного управляющего, и органа, проводящего проверку заключений арбитражного управляющего о признаках преднамеренного или фиктивного банкротства с полномочиями привлекать управляющих к административной ответственности. Минимальная страховая сумма для арбитражных управляющих увеличивается до 20 млн руб. (п. 2 ст. 24.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Сейчас эта сумма составляет 10 млн руб.

Должников разделят на группы

Проект делит всех должников на три группы (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Группа должника влияет на количество баллов, которые получит управляющий при работе с таким должником, и на саму процедуру назначения арбитражного управляющего.

К первой группе должников относятся:

  • граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  • компании и индивидуальные предприниматели, доход которых за предшествующий банкротству год не превышает 800 млн руб., а совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря предшествующего календарного года не превышает 300 млн руб. (для юридических лиц).

Вторая группа должников — это компании и индивидуальные предприниматели, доход которых за предшествующий банкротству год не превышает 2 млрд руб., а стоимость активов не превышает 1,5 млрд руб. (для юридических лиц).

Третья группа — все остальные должники, которые не отвечают условиям первой и второй групп (п. 2 ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Назначение арбитражного управляющего будет зависеть от того, к какой группе относится сам должник: СРО первой группы может предлагать арбитражного управляющего только для должников первой же группы, СРО второй группы — для должников второй и первой групп, а СРО третьей группы — для любых должников. При отсутствии СРО третьей группы кандидатуры управляющих могут предлагать СРО второй группы. Принадлежность СРО к определенной группе будут определять его члены на общем собрании, а сведения об этом должны содержаться в госреестре.

Продажа имущества банкрота

Проект поправок предусматривает продажу имущества должника по наиболее высокой цене с минимальными расходами и в возможно короткий срок (п. 3 ст. 84 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

На продажу можно будет выставлять как весь имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, так и имущество должника по частям (п. 1 ст. 85 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Порядок продажи имущества может предусматривать, что если предприятие должника не было реализовано на первых торгах, то после этого имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов.

При этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества, начинается заново (п. 5 ст. 90 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Чтобы привлечь к торгам больше покупателей, включая физлиц, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте. Информация будет появляться за 30 дней до начала проведения торгов (п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проведение торгов

Сейчас нельзя провести торги как на повышение, так и на понижение цены за одну сессию. Первые два этапа идут на повышение, после чего невостребованные активы продаются через публичное предложение.

Проект предлагает проводить торги путем последовательного поэтапного изменения (повышения или понижения) начальной цены на один шаг торгов. При этом в ходе каждого этапа может быть представлено только одно предложение о цене, равной цене этого этапа.

Ценой первого этапа является указанная в сообщении о торгах начальная цена (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Сейчас в среднем активы при банкротстве продаются в пять раз дешевле рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают не более 5% задолженности.

Вступление в силу

Предлагаемые поправки в Закон о банкротстве в случае их одобрения вступят в силу через шесть месяцев после их опубликования. Важно, что поправки будут иметь обратную силу — большинство новых норм будет работать в делах о банкротстве, производство по которым было возбуждено до даты вступления в силу поправок (ст. 19 Проекта).

Предполагается, что Госдума начнет рассматривать Проект уже в весеннюю сессию 2020 г. Вступление в силу запланировано на 2021 г.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/416326/

Последние изменения в законе о банкротстве физических лиц

Изменения в законе о банкротстве

Процедура банкротства физических лиц помогает гражданам избавиться от непосильных долгов, а кредиторам — списать бесперспективные задолженности, а при возможности получить денег с должника за счет реализации его имущества.

И если поначалу спорные моменты возникали регулярно, то с расширением судебной практики и выходом пояснений от ВС России процедура признания граждан банкротами стала понятной и предсказуемой. Рассмотрим, что принесли нам последние изменения в закон о банкротстве граждан, и как они отразятся на процедуре признания неплатежеспособности в дальнейшем.

Подходит ли вам банкротство?

Мораторий на банкротство

Ст. 9.1 Закона о банкротстве № 127-ФЗ ввела новое понятие «мораторий на возбуждение дел о банкротстве». Теперь Правительство может отложить признание организаций и ИП несостоятельными по требованию кредиторов в период кризиса, чтобы спасти бизнес.

Для физических лиц мораторий не работает. Мораторий распространяется на долги, но не учитывает текущие платежи должника. Введение моратория в 2020 дало предпринимателям и юридическим лицам небольшую передышку, временно защитив их от принудительного банкротства.

В дополнение к этому, статья 95 127-ФЗ предусматривает:

  • приостановление исполнительных производств и принудительного взыскания через ФССП, за исключением долгов по зарплате и непосредственно затрагивающих личность кредиторов (алименты, возмещение вреда);
  • приостановление пени и штрафов в связи с неисполнением долговых обязательств;
  • если в суде уже начато производство по делу о банкротстве предприятия или ИП, то дело будет отложено до момента снятия моратория.

Однако закон о банкротстве с поправками в части моратория лишает организации и предпринимателей права выплачивать дивиденды, производить взаимозачет встречных требований и совершать сделки. Сделки по выводу активов, произведенные при наложенном моратории, будут признаны ничтожными.

Это риск для контрагентов — поэтому под мораторием фирме сложнее, к примеру, продать часть оборудования, чтобы продолжить работу. Если компания чувствует себя устойчиво, она вправе подать заявление об отказе от моратория, чтобы спокойно заключать сделки и выплачивать дивиденды.

Сведения о компаниях, которые защищены от банкротства мораторием, и тех, кто заявил об отказе, публикуются на сайте Федресурс.

Мораторий на банкротство был введен с 1 апреля 2020 года как мера поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от коронавирусных ограничений. Узнать, распространяется ли мораторий на конкретную организацию или ИП можно в специальном разделе на сайте налоговой службы.

21 июля 2020 внесены изменения, которые запрещают ЕФРСБ публиковать сообщение кредитора об обращении в суд с признанием несостоятельным должника из мораторного списка. То есть банки и поставщики не могут до октября письменно объявить, что намерены банкротить фирму-неплательщика из пострадавших отраслей. Сам должник вправе подать заявление на свое банкротство.

Рекомендуем статью Банкротство ИП, в которой рассказано об особенностях и последствиях признания предпринимателя несостоятельным. Если у вас есть вопросы, позвоните юристу, он проконсультирует по конкретной ситуации.

Внесудебное банкротство с 01.09.2020

Минэкономразвития разрабатывало механизм упрощенного банкротства с 2019, и в связи с кризисом в 2020 году оперативно принят закон: упрощенное списание долгов будет проходить в виде бесплатной внесудебной процедуры.

Когда поправки вступят в силу?

Законопроект о внесудебном порядке банкротства физических лиц прошел второе и третье чтение в Государственной думе РФ в июле 2020 года. После одобрения в Совете Федерации и подписания Президентом закон должен быть опубликован. После опубликования он вступает в силу не ранее 01 сентября 2020.

Списать долги бесплатно разрешили при просроченной задолженности от 50 000 до 500 000 рублей. Государственную пошлину за услугу удерживать не будут. Отказались авторы проекта и от привлечения к делу арбитражного управляющего, процедура проходит через многофункциональные центры. Гражданин или ИП может подать заявление в МФЦ по месту жительства или постоянного пребывания.

У должника не должно быть имущества и денег для погашения кредиторских требований. Неплатежеспособность устанавливается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве».

Поправки в закон о банкротстве физических лиц предполагают следующий порядок внесудебного банкротства:

  1. Человек обращается в МФЦ. Нужно указать в заявлении всех кредиторов и размер задолженности перед каждым.
  2. МФЦ проверяет информацию. На проверку достоверности сведений отведен один день — в электронном виде делается запрос в ФССП о том, были ли окончены испол. производства по за неимением имущества, и не открыто ли новых. Если сведения не подтвердят, многофункциональный центр вернет заявление. Повторно обратиться разрешат лишь через 1 календарный месяц.
  3. После проверки МФЦ в 3-дневный срок публикует информацию о банкротстве в едином государственном реестре — ЕФРСБ.
  4. Далее последует 6-месячная процедура. Кредиторам предоставят полномочия по розыску имущества должника, проверке долгов. Начисление штрафов, пени и процентов приостановят.

    Кредиторы занимаются розыском имущества и счетов путем запросов в официальные органы: Росреестр, ГИБДД, ГИМС, ФНС, в банки. При обнаружении доходов или собственности, которую можно продать, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о введении в отношении должника стандартной процедуры банкротства.

    Также в суд могут обратиться и кредиторы, случайно или намеренно не указанные должником в заявлении о признании несостоятельности по внесудебной схеме.

  5. Если кредиторы не подали возражений, через полгода человек объявляется банкротом, его долги признают безнадежными и списывают.

Правило не коснется личных обязательств:

  • алиментов;
  • компенсаций вреда здоровью и жизни;
  • субсидиарной ответственности;
  • санкций за административные правонарушения и уголовные преступления.

Списать такие долги не получится.

Также принятый законопроект предусматривает ряд ограничений. Во время банкротства гражданину запретят брать кредиты и займы, выступать в роли поручителя или передавать имущество в залог.

О поступлении в собственность денег или иных ценностей заявитель должен будет уведомлять многофункциональный центр. В этом случае процедура финансовой несостоятельности прекратится.

Мы подробно разобрали поправки о внесудебном банкротстве в этом материале.

Подойдет ли вам внесудебное банкротство?

Изменение общего порядка банкротства

Также внесены изменения в закон о банкротстве физического лица, касающиеся судебного порядка процедуры:

  • официально можно банкротиться без имущества. До 2020 года возникали споры по этому поводу. Учитывая на однозначную позицию ВС РФ, в законе прописали, что отсутствие у гражданина-должника имущества не может служить препятствием к введению процедуры реализации и списанию долгов. Главное, чтобы должник оплатил свое банкротство.При полном отсутствии собственности конкурсная масса не формируется, банкротство пройдет без торгов, о чем финуправляющий доложит суду. Если объектов собственности недостаточно для покрытия расходов на банкротство, собственность нужно продать. В обоих случаях долги спишут безвозвратно.
  • Расширение обязанностей финуправляющего. С 01 сентября 2020 Арбитражный управляющий будет публиковать отчеты о результатах банкротства в отношении всех физлиц, включая тех, кто не был ИП. Он обязан опубликовать сведения в течение 10 дней с момента завершения процедуры. Требования к оформлению отчетности перечислены в тексте законопроекта и включают в себя 11 пунктов. Это ФИО, номер дела, наименование суда и следующие данные:То есть станут общедоступными сведения о ходе банкротства, и об источниках его финансирования. сообщения меняется в зависимости от того, какая была применена процедура банкротства: реструктуризация задолженностей или реализация имущества.

Последние изменения сделали банкротство более публичным. И официально позволили гражданам без имущества списывать свои долги.

Узнать стоимость банкротства

Поправки о разделе имущества супругов при банкротстве

Госдумой в первом чтении был принят законопроект, изменяющий механизм регулирования имущественных отношений супругов: они затронули раздел имущества, положения о брачном договоре и процедуру банкротства физических лиц.

Рассмотрим кратко список вносимых изменений:

  1. Законопроект вводит официальное понятие семейного банкротства и позволяет супругам признать себя несостоятельными по общим долгам в одной процедуре.
  2. Раздел имущества будет осуществляться в рамках банкротной процедуры. Раньше деньги, машины, недвижимость и детей делили в отдельных судопроизводствах, что затягивало производство.
  3. Вводят правила деления общего имущества супругов. Они будут одинаковы при судебном разделе, и при разделении по соглашению.
  4. Проведенные без согласия супруга сделки приведут к уменьшению его доли в общем имуществе. То есть если муж без согласия жены продаст машину, его доля в праве на гараж будет уменьшена.
  5. Брачный договор будет признаваться ничтожным только в ограниченном количестве случаев, подробности пока в разработке.
  6. Государственная регистрация совместно нажитой собственности как общей будет производиться в автоматическом режиме. Напомним, сейчас в выписке значится только муж или жена — так называемый титульный владелец. Информацию, что собственность общая, и половина принадлежит супругу, будут отражать сразу.

Когда примут законопроект, пока остается только догадываться и отслеживать свежие новости. Как сейчас проходит банкротство супругов, каковы риски, и какие выгоды можно извлечь, мы рассказали здесь.

А пока мы рекомендуем не накапливать долги и подавать на банкротство уже сейчас — узнать о стоимости и условиях сопровождения банкротства под ключ вы можете, позвонив нашим юристам или написав нам онлайн.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Наша команда

Максим Поляк

Руководитель департамента сопровождения процедур банкротства

Андрей Холуев

Ведущий юрист отдела банкротства физических лиц

Екатерина Урываева

Юрист отдела банкротства физических лиц

Исраил Хашагульгов

Ведущий юрист судебного департамента

Никита Облезнев

Ведущий эксперт по списанию долгов

Источник: https://fcbg.ru/poslednie-izmeneniya-v-zakone-o-bankrotstve-fizlic

Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России :: Экономика :: РБК

Изменения в законе о банкротстве

Минэкономразвития представило масштабные поправки в закон о банкротстве. В числе предложений — введение реструктуризации долгов, жесткой ответственности управляющих, англо-голландских аукционов и маркетплейса для активов банкротов

Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Минэкономразвития завершило работу над поправками в закон о банкротстве. Комплексные изменения должны сделать банкротство цивилизованным способом возврата долгов и спасения честного бизнеса, рассчитывают в ведомстве. Текст законопроекта опубликован на портале раскрытия нормативно-правовых актов, его вступление в силу предполагается с 2021 года.

Большинство банкротств в России — контролируемые, заявляла Федеральная налоговая служба (ФНС). Желающие избавиться от долгов недобросовестные предприниматели, назначая «своих» арбитражных управляющих, затягивают процедуры банкротства, включают в реестр требований аффилированных кредиторов и прячут активы.

«Минэкономразвития подготовило фундаментальные изменения всего института банкротства. Если они будут приняты, то банкротства в нашей стране изменятся кардинально», — сказал журналистам замминистра экономического развития Илья Торосов на презентации законопроекта, передал корреспондент РБК.

Количество банкротств предприятий в России постоянно растет, за последние восемь лет оно удвоилось. В 68% случаев кредиторы ничего не получают, а в 37% предприятия входят в процедуры банкротства уже без активов, говорят в Минэкономразвития. Ранее ФНС оценивала, что без активов в процедуру банкротства входят 70% компаний. В результате кредиторам возвращается только 5% задолженности.

Менее 2% предприятий в процедуре банкротства в России получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, отмечает МЭР. Для сравнения: в США этот показатель достигает 30%. «Вероятность спасти бизнес, если вы входите в процедуру банкротства в России, стремится к нулю», — констатировал замминистра.

Минэкономразвития предлагает ввести возможность реструктуризации долгов. Если большинством кредиторы приняли решение, что это возможно, должник должен предоставить план по реструктуризации. У кредиторов будет возможность найти компромисс и договориться о дисконте на площадке суда, считают авторы законопроекта.

Кроме того, ведомство предлагает:

  • оставить только две процедуры — реабилитации или ликвидации предприятия и отказаться от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления;
  • период реабилитации предлагается ограничить сроком до четырех лет;
  • срок ликвидации сократить до 1–1,5 года, сейчас он превышает два года;
  • обязать юрлица в процедурах банкротства прекратить деятельность через девять месяцев после начала конкурсного производства.

Это позволит исключить «вечных банкротов», которые продолжают по пять—десять лет вести заведомо убыточную деятельность, выводя деньги через «компании-прокладки» и не платя по долгам, пояснил Торосов.

Другой способ вернуть задолженность, кроме реструктуризации и продажи активов, — сразу продать предприятие целиком. Законопроект Минэкономразвития предполагает возможность такой сделки — без распродажи по частям. «Это позволит просто сменить собственников на более эффективных, сохранив бизнес и рабочие места», — пояснил Торосов.

Сейчас редкое банкротство укладывается в два года, отмечает партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Кислов.

Для изменения ситуации с контролируемыми банкротствами, по его словам, «нужно «ускорить» правосудие в части рассмотрения споров о признании сделок недействительными, а также реформировать исполнительное производство — ввести институт частных приставов».

Тогда появится возможность привлекать ответственных за банкротство лиц к субсидиарной ответственности, поясняет адвокат.

Жесткая ответственность управляющих

Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

  • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

  • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

  • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд.

Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО.

Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.

Эти изменения могут окончательно превратить арбитражных управляющих в карманную отрасль крупных финансово-промышленных групп, полагает Сачев.

Многие управляющие, по его словам, зависимы от крупных корпораций, системных кредиторов, а фиксированное вознаграждение приведет к усилению зависимости.

Честные арбитражные управляющие «просто не доживут до вознаграждения», так как не смогут оплачивать дорогостоящие процедуры и работу юристов и бухгалтеров, критикует Сачев.

Ускорение торгов благодаря «качелям»

Торги по распродаже имущества при банкротствах сейчас длятся более года. На открытом аукционе (на повышение цены) доля успешных торгов составляет примерно 6%.

Дело в том, что действующие правила не разрешают провести торги как на повышение, так и на понижение цены за одну сессию.

Первые два этапа идут на повышение, после чего невостребованные активы продаются через публичное предложение.

  • Введение англо-голландского аукциона позволит за одну торговую сессию вести торги на повышение цены, а если желающих купить актив не найдется, на понижение.

Сейчас имуществом банкротов торгуют 48 площадок, крупнейшие — «Российский аукционный дом», B2B-Center, «Коммерсантъ Картотека», «Фабрикант.ру» и другие.

Минэкономразвития предлагает перевести все торги в процедуре банкротства на отобранные правительством онлайн-площадки для госзакупок: «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», «Российский аукционный дом», Единая электронная торговая площадка, «ТЭК-Торг», Электронная торговая площадка Газпромбанка и Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.

Только три из восьми отобранных площадок имеют банкротные секции, рассказал РБК председатель совета национального союза «Совет по профессиональной деятельности в электронных торгах» Игорь Сорокин.

По его мнению, действующая система из 48 площадок прозрачна, 90% из них работают на рынке более шести-восьми лет, а фантомные площадки-однодневки исчезли с 2016 года после обязательного требования состоять в СРО.

«Чем мотивирован отказ от действующей системы, нам не поясняют», — отметил Сорокин.

Маркетплейс с имуществом банкротов

Из-за низкого спроса и конкуренции на торгах в среднем активы при банкротстве продаются в пять раз дешевле рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают не более 5% задолженности. Процедура сложна для потенциальных покупателей; понимают, как купить имущество при банкротстве, только специалисты, пояснял ранее РБК замглавы ФНС Константин Чекмышев.

Чтобы привлечь к торгам больше покупателей, включая физлиц, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте. Причем информация будет появляться за 30 дней до старта торгов.

Оператора маркетплейса определит правительство, а техзадание на разработку платформы и примерная оценка стоимости уже готовы, уточнил Торосов.

«Маркетплейс для банкротств — прорывная идея, которая действительно поможет сдвинуть рынок с места и запустить продажи на качественно новую орбиту», — считает адвокат Сергей Кислов.

Отдельно Минэкономразвития предложило особые правила для проведения процедур банкротства стратегических организаций, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и застройщиков. В частности, функции управляющих для таких предприятий может выполнять само юрлицо («Ростех», «Роскосмос», «Росатом», Промсвязьбанк и др.), а у государства будет преимущественное право выкупа.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/16/03/2020/5e6f512e9a79476ec759ac2c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.