Изъятие детей

Содержание

За что могут забрать ребенка органы опеки: причины, порядок, последствия

Изъятие детей

Дети — будущее страны, забота о них одна из приоритетных задач Российский Федерации. Но не каждый родитель учитывает предписания и воспитанию детей, предусмотренные законом.

Новоиспеченные «воспитатели» устанавливают нормы поведения и ответственности в своей ячейке общества, зачастую, опираясь на личный опыт.

Сложившаяся практика детского воспитания, несоответствующая государственной семейной политике, может повлиять на решение органов опеки забрать ребенка из семьи.

За что органы опеки могут забрать ребенка из семьи

Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

Основаниями для изъятия считают:

  • привязанность у ответственных лиц к спиртному или же наркотикам;
  • совершение насильственных действий родственниками в отношении несовершеннолетнего;
  • эксплуатация детского труда;
  • непосещение молочной кухни;
  • аморальное поведение взрослых;
  • частый и громкий плач деток;
  • нарушение техники безопасности при вовлечении своих чад в бытовой процесс;
  • нехватка игрушек;
  • антисанитарные условия проживания;
  • не надлежащее состояние спального и рабочего места;
  • не своевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
  • отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов;
  • поступление жалоб, в том числе анонимных.

Проверки от органов опеки

Проверка состоит из ряда процедур:

  • обследование места проживания, при непосредственном посещении дома;
  • беседа с законными представителями, учителями школьников, соседями и т.п.;
  • проверка источников дохода;
  • медицинское обследование здоровья подопечных;
  • оценивают психологическое состояние объектов проверки.

Так же учитывают мнение учителей учебных заведений, где учатся подопечные, соседей.

Подвергаются проверке лица, принявшие опеку над несовершеннолетними детьми, а также биологические родители. Фактически, каждое семейство может стать объектом обследования, достаточно «сигнала» со школы или от соседей.

Внезапные проверки, позволяют объективно оценить условия содержания малюток, особенно когда они еще не посещают садик или школу.

Как себя вести, когда сотрудники опеки в квартире

Главное не паникуйте, сохраняйте спокойствие и уверенность, старайтесь быть доброжелательными. Если к Вам пришли «незваные гости», не спешите открывать дверь, это не безопасно. Для начала уточните Ф.И.О.

, должность и цель визита представителя. Теперь нужно убедиться, что именно Вам назначили проверку. Точную информацию можно узнать по телефону. Только после подтверждения информации, стоит впустить визитеров в дом.

Если сотрудники не имеют соответствующих документальных полномочий (решения суда или акт принудительного изъятия), обязать Вас подчиниться они не имеют полномочий. Решать Вам, но отказ усугубит ситуацию, когда они вернутся с официальной бумагой.

На что обращает внимание опека

  • требует ли квартира ремонта или его наличие;
  • чистота в квартире;
  • внешний вид членов семьи;
  • наличие спальных мест для каждого в доме;
  • содержимое холодильника (свежесть продуктов, горячие блюда, детское питание);
  • присутствие домашних животных и насекомых;
  • в помещении неприятный запах (затхлость, гниение, сырость и т.п.);
  • физическое и моральное состояние малышей;
  • наличие признаков распития алкоголя или других вредных веществ;
  • манера общения между близкими;
  • необходимость в госпитализации или медикаментах (в случае болезни).

Посетив семью лично, сотрудники должны убедиться, что малышам, проживающим с Вами, созданы надлежащие условия и нет риска для его жизни и здоровья.

Если ребенка решили забрать

Без акта об изъятии или же решения суда принудительно отнять отпрысков не имеют права. Не подписывайте заявление на добровольную передачу детей, если не согласны. Поскольку доказать факт угрозы жизни или здоровью не просто. Добровольный отказ от исполнения материнских обязанностей судом будет расцениваться как равнодушие, не возможность обеспечения достойного уровня проживания с Вами.

Порядок изъятия ребенка из семьи

Действия попечительских комиссий происходят по определенной схеме:

  • поступает сигнал или жалоба от добропорядочных граждан;
  • проводят проверку, соблюдая законодательные предписания;
  • выявив незначительные нарушения, делают предупреждение нерадивым матери или отцу;
  • при выявлении соответствующих серьезных нарушений происходит изъятие несовершеннолетних под присмотр государства;
  • следуя предписанию закона, дети помещаются в государственные воспитательные учреждения «детские дома» или отдаются под временную опеку близким людям, имеющим право на уход и воспитание ребенка.

Если Ваше чадо забрали, Вы имеете возможность оспорить заключения муниципальных структур в законном порядке.

Передача детей органам опеки

Передача воспитанников происходит принудительно либо по согласию родителей. Безотлагательно забирают иждивенцев в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья. А также если отец и мать:

  • не проживают больше 6 месяцев с детьми без уважительной причины;
  • официально признаны недееспособными;
  • пропали без вести.

Если ребенка не забрали

Не факт, что ребенка заберут сразу после визита, органы опеки и попечительства могут вынести предупреждение. Эти меры дают возможность устранить замечания и воспитанию малолетних.

Сегодня довольно часто возникают житейские затруднения, которые преодолеть самостоятельно не получается. На такой случай, одним из вариантов решения возникших проблем может быть обращение в центры помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная сеть помощи населению оказывает различную поддержку каждому нуждающемуся жителю РФ.

Правовые последствия

В течение семи дней с момента изъятия малолетних государственный представитель подает прошение о лишении родительских прав в суд. В это время малышей помещают в специальных учреждениях для детей. До суда общение с близкими допускается, только в случае, если встречи не ухудшают физическое и психологическое состояние деток.

Если прошение истца будут удовлетворены, ответчик может попытаться восстановить материнство, если реабилитируется до наступления совершеннолетия отпрыска.

В такой ситуации сироты до достижения 18 летнего возраста остаются в детском доме или их могут усыновить другие родственники или же иные граждане в законном порядке.

Лишенные родительских прав отец или мать обязаны платить алименты на содержание ребенка.

  • Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
  • Статья 69. Лишение родительских прав;
  • Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
  • Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
  • ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.

Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/opekarf/za-chto-mogut-zabrat-rebenka-organy-opeki-prichiny-poriadok-posledstviia-5cd9c5fa0de4a600b3dadc58

�������������������������� ���� �������������������� ���������� ���� �������������� ���������� ���� ���������� ���������� ������

Изъятие детей

�������������������������� ������������ �������������������� ������������������������ �� ���������������� ���������������� ������������������ �������������� ���������� ���� ����������.

�������������� �������������� ���� ������������������ ������ �������� ���������� ���������� ������������ �� ���������������������������� ��������������, ���������� ���������� �������������������� ���������������� ���������������� ������������������.

�� ���������������������� ������������������ ������������������������ ���������������� ������������ ������������������ ���� �������������������������������� �������������������������������� �� �������������������������������� �������������������������� ������������ ������������ �� ������������������������ ���������������� �������������� ���� �������������������������������� �������������������������� �� �������������������������������� ���������� ��������������������������. ������ �������������������� ���������� ��������������������������, �������������������� ���������������������������� �������������������������� ���������������������� �� ���������������� ����������. ���� ������ ������������, ���� ���������������� ����������������, ������ �������������� �������������� ���������� ���� ���������� ������������ ���������������� �� ���������������� ��������������, �� ���� �� ��������������������������������, ������ ������������, ���������� �������������� ������������ ���������� �� ���������������������������� ���������������������������� ������������ ������������������������.

�������������������������� ������������ �������������������� ������������������������ ������ �������������� ������ ������������������ �� ������������ ���������������������� ������������������. ����������������, �������� �������������� ���� ������������ �������������������� ��������������.

“���� ���������������������� �������� �������������������� �������������� ������������������ �������������� ���������� ���� ���������� ������ ������������������������������ �������������������� ������������ �������������� ������ ������ �������������������� �������������� �� ���������������������������������� ����������������, – �������������� �������������� ���������� ����������������������. – �������� �������������������� ������������ ���������� �� ����������������������������, �������������� �� ����������, ������������������������ ��������������, ������������������������ �� ������������������, ������ ���������������� �������������������� �� ���������������� �� ��������������������������”.

���� ���� ������������, ����������������, ������ �������������� �������������� ��������������, ���������� �������� ������������������, ����������������, ���������������������������� ���������������� �� ������������������ ��������������, ������������ ������ ���������������������� ������������������������������������, �������������������� �������������� �� ������������������ �� �������� ����������������.

“�������������������� �� �������������� ���������� ������������������ ���� ������������ ��������������������: ���� ��������������������������, ��������������, ����������������, ����������������, ���������������������� ������, – �������������� ������.

– ���������� ������������������������ ���� ����������������, ���������� ������������ �������������� ������������������������������, �� �������������� ��������������������, ���������������� ���� ���������� ������������������ ���������� �� ���������������� �������������� �� ������������, �������� ������ ���������� ��������������������”.

������������, �������������� ���� ���������� ������ ���������������� �� ���������� �� ������������������ ����������������

������, ���� ������������������ ����, ������ ������ ���������������� ������������������ ���������� ������ ���������� ������������ ����������������, �� ������������, ���������� ������������ ����������, �� ���� ���������� ������ ���������� �������������� ���������� �������������������� ������ ��������������.

������������������

������������ ���������� �� ���������������������������� ������ ��������������, �������������������� ������������������ �� �������������������� �������������� �� �������������� ����������������, ������������ �������������������� ������ ������������������.

��������, ���� ���� ������������, ���������� ������������������ �������������������������� ��������������������, ���������������� ������ ���������������������� ���������������������������� �� ������.

������ �� ���������������� ������������������ ������������ ������������ �� ���������������������� ������ �������������������������� ���������������������� �������������������� �������������� �� ������������ ����������.

�� �������� ������������ �������� ������������������������ �� ���������������������� ������ ���������������������������� �� ���������������������� ��������, ������ �������������������������� �������������������� �������������������������������� ������������ ���������� �������������� ������ ������ ����������������.

����������������, ������������������������ �������������������� ������������������������ �������������������������� ��������������������������, �������������� �������������� �������������������� ������ ������������ ������������������ �� ������ ���� ������������������ ��������������.

������ ���������������� ������������������ ������������������������������.

������ ���������������������������� �������������� ���������������������������� ������������������������ ������������������ ���������������������� �������������� ������������������ �������������� – �������� ������������ �������� ���������������������� ������ ������������ �� �������������� �������������������� ����������.

��������������

���� ������������ ������������������ ������ ������������ ������������������ �� ������ ���� ������������������ �������������� ������������������������ �������������� ���������������� ������������������: ��������������, �� �������������� ������������������ ��������������, ������������ ���������������������������������� �� ���������� ������������ ������ ���������� ������ ����������������. ��������, �� ������������������, �������� ���� �������������������� ���������� ���� ����������������, ���������������������� ������ ������������������������������ ������������������������ �� ������������������������ �� ������������������ �� �������������������� ����������������. ����������������, �������������� �������������� ���������������������� ������������������ �� �������������������������������� �������������� �� �������������� ���������������������� �������������� ��������, ��������������, �������������������� ���������� ���� �������������� ���������������� �������� �������������������� ������ ���� �������������������� ���������� ������������ ������ ������������������. ���������������� �������������� ������������������ ������ �������������� ������������ ������������������������ �� ������������ �������������������� ������������ �� ������������ ����������������, ������������������ ����������������, �� ���������� �������� �������������������������� ������ ��������������������.

������������ – ����������

���������� – ����

���������������� ����������������������, ��������������:

�� ������������������, ���������������� ������������������������������ �������������� ���������� ���� ���������� ������������������������������ �������������� ���������� �� ���������������������������� �� �������� ���������� ������������������.

�������������������� ���������� ���������������� ������������ ���������� �� ����������������������������, ��������������, ������ �� ������������������������ �������������� ���������� ������������������, �� �������� ���������������������� ��������������, ���� �� ������������ ���������� �������� ����������������. �� ���������������� ����������. ���������������������� – ��������������. �� ����, ������ ������ ������������������������������ ������������ ������ �������������� ���������� ����������, �� �� ������������ �������������� ������ ����������, ������������ ���� ��������������.

���������� ����������������, ������ ������������������ ������ �������������� �������������� ���� ������ ���� �� ����������.

�������������������� ������������������ �� ������������������ ������������������������ ������������������ �� ���������� ���� ������������������.

��������������, ���������� �� ������������ ���������������� �������� �� �������� �������� �� �������������������� ������������������, �� ���� ����������, �������� �������� ������������ ���� ��������, �� ���� ������������������ ����������������.

�������������������� ���������� ������ ������������������ ������ ��������������: ���������������� ������������ �������� �������������������� �� ������������������������ ������������, �� ���������� ������������ ���������� ������ ���������������� ��������������.

�������������������������������� ���������������� ������������ ���������� �� ���������������� ������������ ���������������� ���������������������� ������������������ ��������������, ������������ �� ������������ ���� ������ ��������, �� ���������� ���������������������������� �������������������� �� �������� �� ������������ �������������������� ������������������ ��������������.

�������������������������� ������������������ ���������� ������������������������, �������� ���������������� ���������� �������� �� �������������������� ������������ �������������������� ������ ���������������� �� ������������������ ���������� ����������.

������������ ���������� �������������� ���� �������������� ���������������������������������������� ���������� ���� �������������� ������������ ��������������.

�� ��������������, ���� ���������� ���� ������ ���������������� �� ������������ ���������� �� ������������, ������ ������ �������� ����������������.

�� ���������� ������������ �������� ������ �������������������� �������������� �������������� ���������������� ������ ���������������� ���� ���������� ������������������������������ �� ����������.

���������� ����������������, ������ �������������������� ������ ���������������� ������������ ������������ �������� ������������ ���� ������������ ���������������� – ������������, ��������������, ���������� ������ ����������������������.

�������� ������������ ����������������, ���������������� ������������ �������� ����������������������.

���� ���������������� �������������������� �������������� ���������� �� ���������������������������� ���������������� �������������� �� �������������������� ��������������.

�� �������� ���������������� �� �������������������� �������������� �������� ���������������������� �� ���������� �������������������������������� ������������������������. ������������ ���������� ������������������ �� ������������ ������������������ ���������� ���������� ������������.

���������� – ������

�������������� ��������������, ������������������������ �������������� ������������������������ ���������� ������������������ ������������ “�������������� ����������”:

���������������������� ���������������� �� �� ���������� ���������������� ���� ������������������, ����������������, ���������� ���� �������������� ������������������������ ������������ ���������������� ���� ������������ ���������������� ������������������ ����������. ������������, ����, ������������ ������������������ �������������� �� ����������������.

�� ����������, ���� ���������� ������������, ���������������� ���� �� ������������������ ��������������, �� �� ������������������ ����������������������. ������������������ – �������� ���������������������� ������������������������.

���� �� ��������������������, �� ������������ �������� ������������������ ������������ ������ �������������������� ���� ��������������������������, �������������� ������������ ������ ���� ������������ ��������������, �� ������ ���� ���������������� ������������������ ������������������.

���� �������������� ���������������� �� ���������������� ������������ ������������������������ ������������ ������������ ���� ������������������ ������ ���� ��������, ������������ ������������������ ���� �������������� ������������ ������������ ���������� �������������������������� ���� ������������������ ������������������, �� ���� �� �������������������� �������� ������������������ ��������������������. �� ���������� ��������������, ������ ������������������ ��������������, �� ������������ ��������������, �������� �������������������������� ���������������� ������������������������ ��������, ���� ���������������� ������������������.

Источник: https://rg.ru/2020/09/23/pravitelstvo-rf-podderzhalo-zakon-ob-iziatii-detej-iz-semi-cherez-sud.html

Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать

Изъятие детей

В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи.

Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.

Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.

Угрозаребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?

Законопроект разработан в целях защиты семьи,создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направленына ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.

Предлагается передать вопрос отобранияребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенцииорганов опеки и попечительства в компетенцию суда.

По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которыхнаходится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью.

То есть – о реальной возможностинаступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда егофизическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.

Речь, в частности,идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическимпотребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

Например, высокаястепень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течениедлительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либооставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степеньопасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетомвозраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.

По законопроектуорган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства.И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать всенеобходимые доказательства в суд.

Суд в заседании с участием прокурора,родителей ребенка, самого ребенка (при возможности для него принять участие), а также при необходимости – иных заинтересованных лиц (родственников, психологови т. п.) решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахожденияребенка в данном месте.

Здесь важен индивидуальныйподход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Отметим, чтосейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органовопеки. Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченныхпродуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствиеотдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п.

Немало примеров того, когдамалообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этиморганам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается имисамостоятельно.

А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.

Ктои по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?

Напомним, что основаниячасть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основеэтих норм заложена идея – спасти ребенка. Мерыпо немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применениевозможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Еслисмерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвестиотобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будетприсутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.

В настоящее времявопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки.Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.

К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет подсобой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаныс нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям,нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненнойситуации.

Рисксмерти в течение нескольких часов — это сколько? Если есть риск смерти в течение нескольких дней — от недоедания, например — это подпадает под«несколько часов»?

Законопроектомпредполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждойконкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупностивсех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Например, серьезноефизическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного временинаходящегося без присмотра.

Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.

Какродителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов?Как успеть найти подходящего адвоката за это время?

Прежде всего, надо понимать, что речь идето жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаютсятакие сроки.

Заявление об отобрании ребенкарассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства,прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.

При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение илиограничение родительских прав – это другой вопрос, который будетрассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.

Родители вправе нанять адвоката. В этом имможет быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе –немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.

К примеру, сокращенные срокипроцессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следовсовершения преступления.

Почемусуд закрытый?

Разбирательствов закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например,сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.

Если бы заседание было публичным, то в зале могли быприсутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативносказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так былатравмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечьразглашение информации о частной жизни.

Какможно будет оспорить решение суда?

Решения могут бытьобжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядкенадзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.

1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, судгорода федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Жалобаподается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.

Посколькусудебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспоритьрешение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом,вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.

Правда ли, что законопроект сделает возможным срочное изъятие детей из семьи по любымпричинам?

Нет, наоборот, законопроект предусматривает существенноеограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. В суде должны быть представлены и исследованы все доказательстваи обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительствасамостоятельно, по их усмотрению, без учета мненияродителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованныхлиц.

Еслизаглянуть в отечественную историю, в семейном законодательстве СССР (Основызаконодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года,Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года)былаустановлена именно судебная процедура отобрания детей, независимо от лишенияродительских прав – в случае, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка —орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленномотобрании ребенка, лишь уведомив прокурора, и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав.

Похожуюпроцедуру предлагается закрепить сейчас, но еще больше ограничив усмотрениеопеки. Указывается, что немедленное отобрание ребенка органами опеки можетпроизводиться только при участиипрокурора и органа внутренних дел — при наличии оснований полагать, что смертьребенка может наступить в течение нескольких часов. То естькогда промедление можетпривести к неминуемой гибели ребенка.

Какбудут наказывать чиновников из органов опеки, превышающих свои полномочия?

Предлагаемые нормы уменьшают возможные«превышения» и злоупотребленияполномочиями. Нормы направлены на защиту прав ребенка. Если все‑таки чиновникинарушают закон, то на них распространяются все общие меры ответственности,предусмотренные законодательством. Они должны будут возместить вред,причиненный незаконными действиями, т.

 е. к ним будут применены меры гражданско-правовойответственности. Также дисциплинарная ответственность – вплоть до увольнения. Возможна и уголовная ответственность – за халатность в соответствии со ст. 293 УК РФ. Если же в результатенезаконных действий органов опеки ребенок погибнет, то наказание — лишениесвободы до пяти лет.

Источник: http://duma.gov.ru/news/49126/

Изъятие ребенка из семьи органами опеки: основания, как вернуть, если забрали у матери

Изъятие детей

12 243 просмотров

О деятельности специалистов отделов опеки в РФ ходят немыслимые легенды. Молва гласит, что специалист может прийти в любой дом и забрать ребенка по своему усмотрению. Им не требуется причин для изъятия. После чего, дети продаются в семьи, которые хотят усыновить малыша.

Однако закон строго регулирует деятельность отделов опеки. В 2021 году российское законодательство не содержит признаков ювенальной юстиции, принятой в европейских странах.

Рассмотрим, по каким причинам может происходить изъятие ребенка из семьи органами опеки и как реагировать родителям.

Основания для изъятия ребенка из семьи

В 2021 году Семейный кодекс предусматривает следующие причины для изъятия ребенка из семьи:

  1. Мать и отец лишены родительских прав (ст. 69 СК РФ). Процедура изъятия может быть осуществлена только после выступления решения суда в законную силу. Решение исполняется судебными приставами. Зачастую совместно с приставами, присутствуют специалисты районного отдела опеки по месту проживания несовершеннолетнего. Дополнительно могут быть привлечены сотрудники районного отдела полиции. В случае, если исполняется решение суда в отношении ребенка в возрасте до 3 лет, то могут присутствовать медицинские работники.
  2. Мать и отец ограничены в родительских правах (ст. 73 СК РФ). Процедура изъятия идентична ситуации при лишении прав.
  3. Мать или отец несут непосредственную угрозу жизни или здоровью несовершеннолетнего (ст. 77 СК РФ). Изъятие осуществляется на основании приказа районной администрации. Процедура может быть проведена исключительно в отношении кровных матери и отца. Не может быть проведено отобрание у бабушки и дедушки, опекунов или иных законных представителей.

Пример. Поздней осенью в отдел опеки поступил сигнал о том, что в доме матери-одиночки Елены долго плачут дети. Специалисты выехали на обследование.

При посещении семьи выявлено, что женщина находится в состоянии алкогольного опьянения. Ее дочь 2 лет и сын 3 лет закрыты на лоджии. Так как на улице стояла холодная погода, была явная угроза жизни и здоровью детей.

Несовершеннолетние были направлены в больницу для проведения обследования. После чего, они были перенаправлены в приют.

Как видно из примера, ст. 77 СК РФ используется в крайнем случае. Если бы специалисты не вмешались, дети могли погибнуть.

Пример. После покупке квартиры в новостройке, семья Перовых начала делать ремонт. Из-за шумных работ, возник конфликт с соседями. Сосед сообщил в отдел опеки, что Перовы жестоко обращаются с дочерью, 4 лет. Специалисты выехали по сигналу.

При посещении выяснилось, что семья только переехала, у них есть еда для ребенка, место для сна дочери, сезонная одежда. Ребенок не выглядел истощенным или избитым. Девочка посещала детский сад. Воспитатели не имели претензий к родителям.

Сосед неоднократно направлял жалобы в отдел опеки, но оснований для изъятия ребенка не было.

Куда забирают детей органы опеки?

Место помещения ребенка напрямую зависит от оснований изъятия:

  1. При лишении или ограничении родителей в родительских правах. Ребенок помещается в специализированную организацию. В зависимости от возраста или состояния здоровья это может быть центр семейного устройства (детский дом), школа-интернат, дом ребенка, дом-интернат. Несовершеннолетний помещается под надзор, как оставшийся без родительского попечения.
  2. В случае отобрания. Если родитель успел нанести вред детскому здоровью (травма, обморожение, переохлаждение), то ребенок помещается в детское отделение ближайшей больницы. При отсутствии травм, несовершеннолетний направляется в реабилитационный центр (приют).

Ребенок не может быть передан родственникам просто так. В случае лишения/ограничения прав, возможно оформление постоянной (при наличии полного пакета документов) или предварительной (при наличии паспорта и положительного акта обследования) опеки.

Если несовершеннолетний изъят по ст. 77 СК РФ, то он не может быть передан родственникам немедленно. Предварительно специалисты должны посетить их жилье и проверить условия.

Важно! Не могут быть опекунами родственники, которые проживают совместно с матерью и отцом.

Как можно вернуть?

Порядок возврата зависит от причин изъятия:

  1. При лишении родительских прав. Матери и отцу потребуется обратиться в суд для восстановления в родительских правах (ст. 72 СК РФ). Закон предоставляет им возможность в течении 6 месяцев инициировать процесс. В противном случае ребенок может быть передан на усыновление. Несовершеннолетний возвращается в семью после вступления судебного решения в юридическую силу.
  2. При ограничении в родительских правах. Родителю необходимо инициировать процесс по отмене ограничения (ст. 76 СК РФ). Если он не подает заявление в суд в течении 6 месяцев, то отдел опеки обязан инициировать процесс по лишению его прав. Если родитель докажет в суде исправление, то после вступления судебного решения в силу, несовершеннолетний будет возвращен в семью.
  3. При изъятии ребенка по ст. 77 СК РФ. В течении 7 дней отдел опеки обязан инициировать процесс по лишению родительских прав. Забрать ребенка можно только после рассмотрения иска. Суд может посчитать доказательства недостаточными и ребенок будет возвращен родителям. А матери или отцу будет вынесено предупреждение.

Зачастую изъятие отделом опеки путают с помещением в организацию по акту полиции. Например, маленький ребенок гулял один на улице. Он не может пояснить, кто его родители и где он живет. Малыш помешается в реабилитационный центр (приют).

Но мать или отец смогут его забрать только после получения заключения отдела опеки. Родители должны доказать, что не имеют психологических отклонений, не злоупотребляют алкоголем и не употребляют наркотики. При предоставлении данных сведений, специалист выдает официальный документ.

Пример. У Марии и Петра была дочь Камилла, 3 лет. Мария ушла на работу. Петр остался с дочкой. В полдень он уложил девочку спать и уснул с ней. Девочка проснулась, открыла замки и вышла во двор.

Люди, проходящие через двор многоэтажки, заметили раздетую маленькую девочку, которая играла в песочнице без присмотра взрослых. Граждане вызвали сотрудников полиции. Ребенок был доставлен в приют.

Родителям пришлось собирать документы, чтобы доказать случайность ситуации.

В большинстве случаев граждане встают на сторону родителей. Редко кто задумывается, что беспечное поведение отца могло привести к трагедии. Ребенок мог выйти на проезжую часть или повторить выход из дома в зимнее время. Одна ошибка могла привести к трагедии. Поэтому специалисты устанавливают, была ситуация случайной или родители постоянно подвергают детей опасности.

Почему орган опеки посещает семью

В соответствии со ст. 122 СК РФ специалисты отдела опеки могут посетить любую семью, фактически проживающую на территории подведомственного района.

Причины для проверки

№ п/пПричина
1Сигнал любого гражданина (родственника, соседа, постороннего гражданина)
2Сообщение образовательного учреждения, в котором учится ребенок (детского сада, школы)
3Сообщение сотрудника медицинской организации
4Сигнал отдела полиции

Важно! В случае поступления в медицинскую организацию ребенка с травмой любого рода, медицинский работник обязан сигнализировать в отдел опеки. А специалисты должны проверить жилье и составить разговор с родителями в течении 3 дней.

Изъять несовершеннолетнего из семьи в случае получения травмы можно только, если она нанесена родителями. Основанием для изъятия является возбужденное уголовное дело.

Процедура изъятия ребенка

Считается, что забрать несовершеннолетнего у матери может специалист отдела опеки без особых причин.

На практике, процедура должна происходить следующим образом:

  1. Поступает сигнал о жестоком обращении с несовершеннолетним.
  2. Специалисты посещают жилье.
  3. При наличии факта жестокого обращения выносится приказ об изъятии.
  4. Ребенок помещается в специализированную организацию.
  5. 1 экземпляр приказа выдается родителю, второй – остается в отделе.

3 фактора для изъятия ребенка:

  1. Личное присутствие родителей.
  2. Реальная угроза ребенку.
  3. Наличие приказа.

Могут ли забрать ребенка из нормальной семьи

Считается, что забрать ребенка могут и у нормальных родителей. Данная информация частично правдива. Однако в основе действий отдела опеки лежит сигнал. Причем не важно от кого он поступил.

Пример. Родители Кати развелись. Девочка осталась проживать с отцом. Мужчина вступил во второй брак. Отношения между Катей и мачехой не сложились. Девочка попросила у отца новые дорогие сапоги. Семейный бюджет не мог позволить такую покупку.

Получив отказ, Катя позвонила по телефону доверия и сообщила, что отец и мачеха ее избивают. Сообщение было передано в отдел опеки. Специалисты посетили семью. Девочка подтвердила, что ее бьют. Несовершеннолетняя была помещена в приют до выяснения обстоятельств.

Ситуация в примере является достаточно распространенной. Дети часто применяют возможность подачи сигнала в отдел опеки в качестве шантажа. В силу возраста они не всегда могут оценить последствия для себя.

Важно! Специалисты не могут посетить семью без оснований. Но при наличии сигнала обязаны реагировать. Причем, изъятие является крайней мерой.

Как себя вести при проверке из опеки

Рассмотрим, почему ребенок может быть изъят из нормальной семьи. В момент посещения специалистами, зачастую граждане теряются. Поэтому могут возникнуть недоразумения.

№ п/пПопулярные ошибкиПоследствия
1Не открывать дверьТак как обязанность по проверке возложена законодательно, специалисты будут приходить регулярно. В случае агрессивного отказа, могут быть привлечены сотрудники полиции. Проще 1 раз пройти проверку, чем создать негативное впечатление.
2ГрубитьКонечно, проверка является стрессом для родителя. Но специалист просто выполняет свою работу. Спокойное общение и демонстрация личных вещей ребенка поможет сократить время посещения и создать положительное впечатление.
3УгрожатьНеобходимо помнить, что действия специалиста отдела опеки попадают под выполнение должностных обязанностей. При угрозе возможно привлечение к уголовной ответственности.

При проведении проверки родитель должен показать:

  • документы (паспорт, свидетельство о рождении ребенка);
  • наличие еды для детей;
  • место для сна и отдыха несовершеннолетних;
  • детские личные вещи и сезонную одежду;
  • место для выполнения домашнего задания.

По возможности, необходимо дать пояснения о причинах возникновения сигнала. Например, конфликт с соседями, бывшим супругом, причины возникновения травмы.

Слухи про отделы опеки

Считается, что ребенка отбирают и помещают в детский дом даже у нормальных родителей. Это не единственный миф, связанный с деятельностью сотрудников отдела опеки.

Родители считают, что ребенка заберут в следующих случаях:

  1. Если не ставить ребенку прививки. Это не так. В 2021 году ответственность за наличие/отсутствие профилактических прививок возложена на родителей. Мать может написать отказ от вакцинации безнаказанно. Для изъятия необходим отказ от госпитализации несовершеннолетнего, находящегося в тяжелом состоянии.
  2. Если при посещении семьи родители находятся в состоянии алкогольного опьянения. В 2021 году употребление алкоголя совершеннолетними гражданами не запрещено. Поэтому нахождение в состоянии опьянения не может стать причиной для изъятия. Иначе обстоит ситуация, если родитель находится в бессознательном или агрессивном состоянии. В этом случае он подвергает или может подвергнуть ребенка опасности.
  3. Если не посещать молочную кухню. Если районный педиатр уверен, что молока у матери нет, молочную кухню она не посещает, может возникнуть сомнения о детском питании. Причиной для сообщения является не сам отказ от молочной кухни, а состояние здоровья ребенка. Родители могут самостоятельно приобретать ему детскую смесь. Главное, чтобы она позволяла ему набирать вес и получать необходимые вещества.
  4. Если у ребенка мало игрушек. Ст. 63 СК РФ закрепляет за родителями право самостоятельно выбора методов воспитания и обучения, кроме запрещенных законом. Поэтому покупных игрушек у детей может вообще не быть. Не запрещается иметь альтернативные предметы для воспитания и развития.
  5. Если малыш часто плачет. Специалист может уточнить причины (болезнь, особенности характера). Забрать ребенка из-за плача могут только, если он часто остается один. Причем отсутствие родителя или другого лица, осуществляющего присмотр, потенциально является оставлением в опасности.

Изъятие ребенка из семьи возможно по причинам, которые указаны в законе. В случае неправомерных действий специализированных органов необходимо получить юридическую поддержку. Для возврата ребенка можно подать жалобу в вышестоящую инстанцию. Помощь в ее оформлении окажут юристы сайта. Просто оставьте заявку в специальной форме.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Источник: http://allo-urist.com/izyatie-rebenka-iz-semi-organami-opeki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.