Подведомственность земельных споров

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

Подведомственность земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ

1.

Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Отличительной чертой земельных споров является их содержание, заключенное в предмете и основании спора, которое неразрывно связано со спецификой общественных отношений, регулируемых земельным законодательством.

Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением споров, рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.

Земельные споры можно подразделить на три группы:

— споры о признании права на земельный участок;

— споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения;

— споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю.

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом.

Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Однако судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке.

Правовую основу административного порядка рассмотрения земельных споров составляет конституционное положение, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

В некоторых случаях, например в сельской местности, для граждан более доступен административный порядок рассмотрения спора. При наличии обоюдного желания спорящих сторон и их доверия к местной администрации разрешение земельного спора может быть осуществлено быстрее и результативнее.

В законах некоторых субъектов РФ рассмотрение земельных споров отнесено к ведению органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Владимирской области от 21 мая 1997 г.

«О местном самоуправлении во Владимирской области» к полномочиям администрации по вопросам использования земель в границах муниципального образования, охраны окружающей среды отнесено разрешение в пределах своей компетенции земельных споров (ст. 27).

Рассмотрение земельного спора в административном порядке не препятствует обращению в суд, например, если кто-то не удовлетворен решением органа управления. Однако достигнутые соглашения в результате рассмотрения земельного спора в административном порядке могут быть приняты во внимание при рассмотрении земельного спора судом.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции были разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» .

Суд обязан принять к своему производству и рассмотреть по существу споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:———————————

БВС РФ. 1992. N 7. Примеч. ред.: названное Постановление Пленума ВС РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 15.

— требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

— требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права пользования или аренды земельных участков;

— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом либо временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и граждан;

— требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;

— требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

— жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя;

— споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

— споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г. N 5 о применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ , судебному рассмотрению также подлежат дела:———————————

БНА. 1991. N 3.

— по искам садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, пользующимися им без законных оснований;

— по искам членов садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, не имеющими права на пользование им;

— о возмещении убытков, причиненных уничтожением, порчей или повреждением насаждений и посевов на земельном участке;

— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;

— по спорам наследников умершего члена садоводческого товарищества и членов его семьи, имеющих право в соответствии с законодательством и уставом на дальнейшее пользование земельным участком, о защите нарушенного или оспариваемого преимущественного права на вступление в члены товарищества.

К этому перечню можно добавить также: споры об отмене государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним (ст. 2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество); споры об установлении сервитутов на земельные участки (ст. 23 ЗК, ст.

274 ГК); споры об обращении взыскания на земельный участок (ст. 278 ГК, ст. 51 Федерального закона от 16 июля 1998 г.

N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ), споры о признании права собственности на самовольную постройку при условии предоставления в установленном порядке земельного участка под возведенную постройку (ст. 222 ГК) и т.д.———————————

СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2001. N 46. Ст.

4308; 2002. N 7. Ст. 629; N 52 (ч. 1). Ст. 5135; 2004. N 6. Ст. 406; N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40; Ст. 42; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 27. Ст. 3213.

По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ).

В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.———————————

СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841; Ст. 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147; 2007.

N 10. Ст. 1151.

Иски об установлении порядка пользования земельным участком подсудны исключительно суду по месту нахождения земельного участка. Указанная подсудность не может быть изменена соглашением сторон по делу.

Согласно совместному Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» , арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных (включая земельные) правоотношений:———————————

БВС РФ. 1992. N 11.

— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);

— между Российской Федерацией и субъектами РФ, а равно между субъектами РФ.

Практика рассмотрения земельных споров арбитражными судами обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» .———————————

Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

2. Согласно п. 2 ст. 64 ЗК РФ до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Форма договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда только письменная.

Состав суда определяется по усмотрению сторон: либо в количестве нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию, либо третейским судьей становится лицо, кандидатура которого устраивает все стороны спора.

Законодательством предусматриваются особое содержание третейской записи (договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда), специальные требования к членам третейского суда, перечень оснований для перемены судьи в споре.

Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Решение выбранного сторонами третейского суда принимается большинством третейских судей.

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно, то в течение трех месяцев оно может быть оспорено в компетентный суд общей юрисдикции либо арбитражный суд согласно АПК или ГПК.

Решение третейского суда отменяется в случаях, например, неподведомственности дела третейскому суду, неуведомления стороны о составе, времени и месте заседания третейского суда, нарушении Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» , иных законов или основополагающих принципов российского права и т.п.———————————

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.

Источник: http://stZKRF.ru/64

Судебный порядок разрешения земельных споров – Земельное право | ЮРКОМ 74

Подведомственность земельных споров

Одной из форм защиты нарушенного или оспариваемого права является судебная защита. Ст. 46 Конституции РФ предоставляет каждому право обращаться за защитой своих прав в суд. В суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Ст. 64 ЗК РФ устанавливает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Спор (в данном случае) – надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения по предмету спора.

Предмет спора: оспариваемые действия граждан и организаций, в том числе государственных или муниципальных органов.

К земельным относятся споры, предметом которых являются земельно-правовые отношения или отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Судебное рассмотрение земельных споров осуществляется:

    • в порядке вынесения решений по жалобам на действия должностных лиц государственных и муниципальных органов, в том числе связанные с принятием нормативных или ненормативных актов (по делам, возникающим из публичных правоотношений), либо
    • в порядке искового судопроизводства.

При рассмотрении земельных споров в судах применяются все общие процессуальные правила, никаких исключений для земельных споров не установлено.

Заинтересованные лица могут обращаться:

    1. в суды общей юрисдикции (споры с участием граждан);
    2. в арбитражные суды (споры с участием юридических лиц и граждан-предпринимателей);
    3. в третейские суды (по взаимному соглашению сторон);
    4. в Конституционный Суд РФ (определяет соответствие нормативных актов различного уровня Конституции РФ).

Правила рассмотрения дел в различных судах определяются соответствующим процессуальным законодательством — гражданским или арбитражным. Основными актами в этой сфере являются Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).

Обращение в суд может осуществляться в форме:

    • искового заявления (в общем случае);
    • заявления (подаются в суды общей юрисдикции на действия или бездействие административных органов и должностных лиц – глава 25 ГПК РФ).

Исковое заявление (заявление) должно соответствовать требованиям процессуального законодательства (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ).

По общему правилу все заявления, подаваемые в суд, должны оплачиваться пошлиной. Размер пошлины определяется в соответствии с Налоговым кодексом. Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, может являться квитанция или платежное поручение, заверенные печатью банковского учреждения, в котором произведен платеж.

В ходе судебного разбирательства выясняются все обстоятельства дела и выносится решение. В соответствии с действующим законодательством решение, выносимое судом, должно быть законным и обоснованным.

Решение фиксируется в письменной форме с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством.

При разрешении земельных споров применяются общие нормы ЗК РФ и ГК РФ о возмещении убытков. Кроме названных, имеются и другие нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при разрешении тех или иных земельных споров (например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах»).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sudebniy-poryadok-razresheniya-zemelnich-sporov

Подведомственность и подсудность земельных споров

Подведомственность земельных споров

Земельные споры — это разногласия, которые появляются между субъектами земельных правоотношений по поводу осуществления их индивидуальных прав и (или) исполнения соответственных обязательств. Отличительная черта спора, связанного с землёй – это его предмет и основание.

Земельные споры, как правило, подлежат рассмотрению в судебном порядке (статья 64 Земельного кодекса РФ). Пока дело не принято к производству суда, спор о таких отношениях можно подать на рассмотрение в третейский суд.

Подведомственность и подсудность земельных споров регламентированы ГПК РФ.

Защита собственных прав на землю

Защита прав на владение землёй – это применение к гражданину, который своими действиями нарушил право использовать землю по назначению и препятствовал их воплощению, различных мер принуждения, установленных законодательством.

https://www.youtube.com/watch?v=l-OT3DZd7c8

Гражданский кодекс (ст. 12 ГК РФ) даёт гарантию на защиту права следующими путями:

  • признание права;
  • независимая защита права;
  • возобновить положение, которое действовало до нарушения прав, и пресечь всеми способами эти нарушения;
  • признать оспоримую сделку недействительной;
  • установить акт государственного органа или муниципалитета незаконным
  • принудить выполнить обязательство в натуре;
  • восполнение затрат;
  • взыскание неустойки
  • компенсировать моральный вред;
  • прервать отношения или внести изменения;
  • и иные способы, прописанные законом.

 Предписания (наложение административного штрафа) устанавливается, если не соблюдается земельный закон, в случае обнаружения соответствующих нарушений:

  1. Земельный участок используется без оформления положенной документации, заверяющих право собственности на землю (ст. 26 ЗК РФ), ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ.
  2. Не соблюдаются обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по их использованию (ст. 42 ЗК РФ).

Производство дела в суде

Если нарушено право пользования землёй, такие дела направляют на рассмотрение в следующие органы:

  • в суд общей юрисдикции (дела о спорах с участием граждан);
  • в арбитражный суд (споры, вытекающие из экономических отношений, участниками которых являются юридические лица и/или индивидуальные предприниматели);
  • по договоренности сторон, споры могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

Существует также возможность досудебного урегулирования вопросов по спорам с землей:

  1. Урегулировать спор мирным путем, попробовать договориться с оппонентом. Этот способ урегулировать вопрос выгоден сторонам, так как позволит избежать дополнительных расходов, связанных с обращением в суд.
  2. Когда спор касается границ участков, нет смысла подавать заявление в суд, нужно привлечь к решению вопроса муниципалитет. По запросу будет создана комиссия для рассмотрения дела, которая проведет измерительные работы на участке и уточнит границы использования земель.
  3. Для урегулирования спора можно обратиться в Кадастровую палату. Это необходимо, если в документах содержаться неточные сведения о границе участка. Надо обратиться к оценщикам и все решится само собой, без обращения в судебную инстанцию.
  4. Вмешательство особого отдела администрации. 

Разрешение дел в судах общей юрисдикции

Федеральные суды общей юрисдикции анализируют иски по земельным спорам, с участием в деле физических лиц, предприятий, органов местной власти.

При этом из подведомственности этих судебных органов исключаются споры, связанные с экономической деятельностью и другие дела, отнесенные по закону к ведению арбитражного судопроизводства.

Определить порядок использования имущества и земельного участка, который принадлежит гражданам на праве собственности можно в гражданском судопроизводстве.

Суды рассматривают дело и принимают соответствующее решение, которое касается спора о земле.

Некоторые категории рассматриваются в исключительных случаях:

  • иски о праве на земельный надел;
  • участки земель; изолированные водные территории;
  • леса, долголетние насаждения,
  • иные предметы, соединенные с землей,
  • а также иск о снятии имущества с ареста направят в суд по месту расположения настоящих предметов или взятого под задержание имущества.

Подведомственность дел арбитражному суду

 Все экономические споры анализируются в Арбитражном судопроизводстве. Участники судебного процесса следующие:

  • ИП и бизнесмены;
  • юридические лица;
  • субъекты РФ;
  • муниципалитет и государственные органы, местное самоуправление, предприятия и служебные лица, формирования, которые не принадлежат к юридическим лицам;
  • обычные граждане, без особого статуса.

Высший арбитражный суд РФ может принять к производству хозяйственные споры между Россией и её субъектами, а также между субъектами РФ.

Исковое заявление подается по месту пребывания или места жительства ответчика.

Если заявленное требование связано с правом на участок земли или недвижимую вещь, тогда подавать просьбу рассмотреть дело необходимо в арбитражный суд по месту пребывания этого имущества.

Важно! На основании статьи 64 ЗК РФ, пока дело не приняли к производству, спор о земельном участке можно отдать на рассмотрение в третейский суд, но только после подписания обоюдного соглашения.

Правила третейского разбирательства определяются по Федеральному закону “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” от 29.12.2015 N 382-ФЗ

 Можно сделать вывод, что подсудность земельного спора зависит:

  1. От характера спора: если дело связано с нарушением прав физических лиц, рассматривают его в судах общей инстанции.
  2. Когда дискуссия связана с разногласиями между фермерствами и другими хозяйственными объединениями, иск рассматривают в Арбитражном суде.
  3. Просьбу рассмотреть дело по существу подают в суд по месту расположения участка либо по месту пребывания ответчика.

Источник: https://PoKodeksu.ru/zemelnoe-pravo/podsudnost-zemelnyh-sporov.html

Какой суд рассматривает земельные споры? | Кузнецова и Партнеры

Подведомственность земельных споров

Хотите решить земельные споры в суде?

Запишитесь на консультацию

Когда у вас возникает земельный спор, с большой вероятностью он дойдет до суда, поскольку конфликты такого рода редко можно ладить мирным путем. Но куда именно нужно подавать исковое заявление, чтобы оно было принято и рассмотрено? Этот вопрос волнует всех, кто оказался в подобной ситуации.

В данной статье мы рассмотрим, в каком суде рассматриваются земельные споры, а также расскажем, как подготовить исковое заявление и как оно будет рассматриваться после подачи.

В стране существует достаточно сложная система судопроизводства: одни суды занимаются общими вопросами, другие – арбитражными спорами, третьи – уголовными делами.

Кроме того, есть апелляционные суды, суды разных уровней (начиная с районного и заканчивая Верховным), третейские суды и прочие. И для того чтобы разделить поток исков, существует понятие подсудности: конкретный тип искового заявления может рассматривать только определённый суд.

Подсудность зависит от нескольких факторов: характера иска, расположения объекта спора или регистрации сторон.

Для земельных споров этот принцип соблюдается, как и для любых других, потому прежде, чем подавать заявление, нужно определиться с подсудностью. Причем нужно помнить, что определение того, в каком суде земельный спор будет разрешаться, – это задача заявителя, потому, если он ошибётся, это приведет к потере времени и сил. Определение подсудности происходит следующим образом:

  • на основании того, кто с кем судится– если речь идет о конфликте двух частных лиц или частного лица и организации, такие споры должен рассматривать суд общей юрисдикции. Если же спор разгорелся между юридическими лицами, улаживать его можно исключительно в арбитражном суде – именно в его компетенцию входит разрешение конфликтов между организациями.
  • на основании стадии спора – если это первичный иск в суд, и ранее по данному конфликту решения не выносились, заявление подается в суд первой инстанции, обычно это районный арбитражный суд или суд общей юрисдикции. Когда же речь заходит об оспаривании предыдущих решений, жалоба подается в апелляционный суд или суды более высокого уровня – окружные, федеральные, Верховный суд РФ;
  • согласно территориальной привязке – для большинства объектов недвижимости при определении подсудности используется принцип территориальности: где объект находится, там спор и рассматривается. То есть, заявление подается в суд того населенного пункта или района, где находится спорный земельный участок. Правда, из этого принципа могут быть исключения: если речь идет о разделе наследства, споры рассматриваются там, где открывалось наследное дело, а для корпоративных споров принято подавать иск по месту регистрации ответчика по делу.

Кроме того, иногда в договорах между юридическими или физическими лицами может указываться конкретный суд, в который нужно обращаться в случае возникновения споров. Если такой пункт в соглашении есть, именно он и определяет подсудность дела.

Когда подсудность спора определена, можно переходить к подготовке и подаче заявления. Это один из самых важных этапов всего процесса: от того, как будет составлен иск, во многом зависит итоговое решение суда. Потому, если вы не обладаете необходимым опытом, рекомендуется обращаться к профессиональному земельному юристу за помощью. Что же должно быть в данном документе:

  • шапка, где указывается наименование суда, а также ФИО (наименования) сторон спора и их контактные данные;
  • все обстоятельства конфликта – когда он возник, что стало причиной, какие действия предпринимались сторонами и т.д., словом, нужно ввести суд в курс дела, что происходило до обращения с иском;
  • позиция заявителя и аргументы в ее защиту – почему, по мнению истца, он в данном конфликте прав и рассчитывает на решение в свою пользу. Именно здесь приводятся ссылки на нормы законодательства, документы, результаты экспертиз и прочие доказательства по делу;
  • требования – перечисление того, чего вы хотите добиться от ответчика благодаря решению суда. Касательно земельных споров это обычно признание права собственности, раздел земли, расторжение договоров, возмещение убытков, установление границ и т.д.

В конце иска подается список документов, которые прилагаются к заявлению и служат аргументами стороны в споре. Когда все документы готовы, они передаются в выбранный ранее суд.

Для этого можно воспользоваться личной подачей, осуществить ее через МФЦ онлайн или направить пакет документов заказным письмом. Также необходимо уведомить о подаче иска ответчика и другие стороны спора.

Через некоторое время лучше уточнить, получили ли суд заявление, и если да, принято ли оно к рассмотрению.

После того как иск поступил в суд, он принимается к рассмотрению, передается ответственному судье и назначается дата слушаний. В назначенное время должны явиться все стороны спора, и начинается рассмотрение дела.

Иногда используется подготовительное заседание, где истец подтверждает или не подтверждает заявленные требования, перепроверяются документы и т.д., но это не обязательная часть порядка рассмотрения земельных споров.

Во время слушаний стороны по очереди предоставляют документы в свою пользу, пытаясь убедить судью в своей правоте. Для этого используются документы, подготовленные ранее, показания свидетелей, заключения экспертов. Наконец, судья выносит вердикт: удовлетворить или нет требования заявителя.

После вынесения решения стороны имеют определенное время на его оспаривание (обычно 1 месяц), после чего оно вступает в силу и становится обязательным для исполнения.

Нужно помнить о том, что достижение положительного результата в судебном рассмотрении земельного спора практически невозможно без участия профильного адвоката.

Хороший юрист по земельным делам поможет подготовить все необходимые документы, включая исковое заявление в суд, подготовить аргументированную позицию и будет отстаивать ее в суде.

А учитывая, что в земельных спорах ставки могут быть очень высоки, помощь юриста становится незаменимой.

Заключение

Столкнувшись с земельным спором, нужно не только правильно определить подсудность дела, но и подготовить все документы для защиты своих интересов в суде. если у вас нет необходимых знаний, опыта или просто не хватает времени заниматься этими вопросами, рекомендуется обратиться за помощью к профильному адвокату.

Источник: https://kuzpartners.ru/articles/kakoy-sud-rassmatrivaet-zemelnye-spory/

Разрешение земельных споров. Советы юриста

Подведомственность земельных споров
Разрешение земельных споров. Советы юриста.

Разрешение земельных споров

Земельный участок является объектом недвижимости и, соответственно, вызывает интерес практически каждого человека, стремящегося к материальному благосостоянию, что обуславливает возникновение в отношении земельных участков различных правовых споров, которые являются конфликтом субъектов земельных прав, государственных органов, связанным с правом собственности в отношении земельных участков, землевладения и землепользования.

Следует отметить, что споры по земле характеризуются большим количеством и разнообразием, например, признание права собственности, наследование, земельный раздел, установление порядка пользования общими земельными участками. Кроме того, при расторжении брака вопросы, связанные с разделом земельных участков, отличаются длительным временным промежутком.

В связи с этим существенное значение приобретает обращение за квалифицированной юридической поддержкой, которая, начиная с консультаций, способствует разработке правильной стратегии и достижению эффективных результатов.

Взаимодействие с профессиональными юристами осуществляется в определенном порядке, первой стадией которого является предварительное изучение документов. Впоследствии специалистом проводятся письменные либо устные консультации.

Нередко в целях разрешения земельного спора возникает необходимость предоставления дополнительных информационных данных или определенной документации.

Следует подчеркнуть, что разработка грамотных запросов в адрес государственных органов, правильная подготовка исковых заявлений в судебные органы осуществляются только с привлечением профессиональных юристов, обладающих большим опытом.

Разрешение земельных споров. Советы юриста.

Тесному сотрудничеству с профессиональными юристами должны предшествовать изучение базовых теоретических понятий в сфере земельных правоотношений, способов разрешения земельных конфликтов, нормативно-правовых актов, регулирующих аналогичные вопросы. Оказание помощи в освоении теоретических понятий осуществляется профессиональными юристами, специализирующимися именно на земельных правоотношениях.

Правовая защита при разрешении земельных споров

Разрешение земельных конфликтов до судебного разбирательства либо при производстве в судебных органах осуществляется согласно положениям по защите гражданских прав, регламентированных отечественным гражданским законодательством.

Основной способ правовой защиты заключается в признании права собственности на землю. Соответственно, при наличии доказательственной базы, представляющей собой подтверждающие документы, существует возможность получения юридической помощи с последующим предъявлением исковых требований в судебном порядке.

Второй вариант правовой защиты представляет собой восстановление первоначального состояния нарушенных прав.

Например, в настоящий момент имеется реальная возможность восстановления прав в отношении владения либо использования земли в соответствии с судебным решением при признании судебной инстанцией недействительным нормативно-правового акта либо решения, вынесенного государственным органом.

Помимо данных способов, гражданским законодательством предусматриваются многочисленные способы, направленные на защиту нарушенного имущественного права.

Например, существует возможность признания недействительности решений муниципальных, государственных и законодательных органов.

На сегодняшний день имеются шансы на стопроцентный выигрыш дела, связанного с самовольным занятием земельного участка.

Также одним из эффективных способов правовой защиты является признание недействительным нормативно-правового акта государственного органа в случае его несоответствия положениям действующего законодательства, а также нарушения им имущественных прав и интересов граждан либо предприятий.

Разрешение земельных споров. Советы юриста.

Данный способ представляет собой своеобразный вид контроля со стороны судебных органов в отношении соблюдения действующего законодательства, регламентирующего охрану и использование земельных участков.

В соответствии с гражданским процессуальным законодательством судебный орган имеет право вынесения решения о незаконности действий должностных лиц либо государственных органов и об отмене нормативно-правового акта.

Следует подчеркнуть, что в случае нарушения при разрешении земельных конфликтов законных интересов и прав субъектов существует возможность взыскания ущерба, причиненного незаконным использованием либо неправомерной охраной земельных участков. Возмещение осуществляется за счет государственного органа, нарушившего права арендаторов либо собственников земли по причине издания нормативно-правового акта, противоречащего законодательным нормам.

Кроме рассмотренных способов правовой защиты, существуют также дополнительные способы правовой защиты, не предусмотренные земельным законодательством, но регламентированные гражданским законодательством, например, в форме признания недействительными оспоримых сделок, решений государственных органов, а также самозащиты права, взыскания ущерба и неустойки.

Земельные споры, их виды

Отличительной особенностью земельных правовых споров является их объект, представляемый в качестве земли. Юридической наукой рассматривается несколько классификаций конфликтных ситуаций, возникающих в сфере земельных отношений, применяющихся в практической деятельности, однако наиболее правильной представляется следующая классификация:

1. Споры, связанные с оспариванием либо нарушением прав граждан или предприятий по владению, использованию, распоряжению земельными участками, возникающие из негаторных/владельческих исков.

Причинами возникновения данных ситуаций являются, например, ограничения в отношении прав собственности на землю, отказ в предоставлении земельного надела либо пересмотр земельных границ.

Также причиной возникновения спора может быть преднамеренное введение собственников/владельцев в заблуждение в отношении реализации его законных прав и интересов.

Стороны данного вида споров представляются в лице:

Государственных органов и граждан/организаций по спорам, связанны с письменным отказом в предоставлении земельных участков, изъятием землевладения, прекращением либо ограничением прав посредством издания нормативно-правового акта государственными органами.

Граждан и организаций по спорам, связанным с нарушением границ земельных участков, создания трудностей при владении земельными участками, самовольным занятием земли.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется судебными инстанциями в соответствии с установленными исковыми процедурами. В аналогичном порядке подлежат решению споры в отношении различных видов договоров, связанных с куплей-продажей, дарением, меной, сервитутом, арендой.

Разрешение земельных споров. Советы юриста.

2. Имущественные споры, возникающие в связи с возмещением вреда и ущерба по земельным конфликтам, а также с нарушением прав, не влекущих финансовые убытки. Рассмотрение данных споров осуществляется посредством арбитражного производства.

3. Спорные ситуации, основанные на земельных правоотношениях, не предусматривающие разрешение конфликтов, связанных с правом владения земельным участком. В данную категорию включают споры при не достижении сторонами условий, связанных с распоряжением либо использованием земли.

Российское земельное законодательство предусматривает возможность рассмотрение земельных споров третейскими судами, принимающими решение посредством большинства судейских .

Отличительная особенность решений данной судебной инстанции заключается в их принудительном исполнении на основании исполнительных листов, выдаваемых судами общей юрисдикции, в случае неисполнения вынесенного решения в добровольном порядке.

Судебное рассмотрение земельных споров

Исходя из практического опыта, наиболее действенный и эффективный способ разрешения земельного спора представляется обращением в суд первой инстанции. Данный способ способствует защите законных имущественных прав арендаторов либо собственников земли. Процедуры рассмотрения в судебном порядке данных исковых заявлений регулируются статьей 64 Земельного кодекса РФ.

Следует отметить, что в соответствии с земельным законодательством административное либо досудебное урегулирование конфликтных ситуаций не предусматривается. Единственным вариантом является обращение в органы третейского суда при условии заключения третейского соглашения и до момента принятия дела к производству судебным органом общей юрисдикции.

Юридическая поддержка в разрешении земельных споров

Практическая деятельность в сфере оказания юридических услуг обуславливает наличие у наших юристов богатого опыта, способствующего разрешению самых нестандартных ситуаций, связанных с земельными участками.

Необходимо отметить, что кроме Земельного кодекса существуют многочисленные местные локальные акты, которые в обязательном порядке должны учитываться при разрешении спора.

Каждый нюанс имеет особое значение и может способствовать кардинальному изменению ситуации при рассмотрении дела в судебном органе.

Кроме того, земельные споры, как правило, отличаются большим количеством правоустанавливающей и другой документации, связанной с землевладением.

Для изучения всех тонкостей необходимо наличие профессионального образования и определенного опыта, поскольку в положениях некоторых нормативно-правовых актов допускается двойственная трактовка.

При самостоятельных попытках защиты своих прав в споре с участием государственных органов содержание нормативно-правового акта трактуется в пользу последних.

Соответственно, не стоит тратить время на бесполезные попытки самостоятельного изучения многих документов. Целесообразно записаться для проведения предварительной юридической консультации, что способствует своевременному анализу для успешного разрешения спора и разработки грамотной модели поведения в судебном разбирательстве.

P/S подписывайтесь на мою страницуВКонтактеиИнстаграм

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mirzoev/razreshenie-zemelnyh-sporov-sovety-iurista-5f2a9e539870bd7dfe094857

Порядок рассмотрения земельных споров

Подведомственность земельных споров

Любой спор о правах граждан и юридических лиц может быть рассмотрен в суде. В соответствии со статьей $2$ Гражданского кодекса РФ, земельные отношения регулируются нормами гражданского и земельного законодательства.

Согласно статье $118$ Конституции РФ, земельные споры могут рассматриваться только в порядке регламентированной законом процедуры судопроизводства.

Рисунок 1.

Принципы судебного рассмотрения земельных споров

Рассмотрение земельных споров осуществляется судом на основании состязательности и равноправия сторон. Кроме того, обеспечению законности служат следующие основные принципы разбирательства:

  1. недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав;
  2. равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне;
  3. равная обязанность каждой стороны в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается;
  4. равные права сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам.

Подведомственность земельных споров

До принятия дела к производству земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. В соответствии со статьей $64$ Земельного кодекса РФ, подобное разбирательство происходит при наличии заключенного между сторонами письменного третейского соглашения. Административное рассмотрение споров не является необходимой стадией, предшествующей обращению в суд.

Замечание 1

Исковые дела по спорам, возникающим из земельных правоотношений, с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматриваются и разрешаются федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями. При этом из подведомственности данных судов исключены экономические споры и другие дела, отнесенные законодательством РФ к ведению арбитражных судов.

Мировые судьи как низовое звено гражданского судопроизводства рассматривают:

  1. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, в том числе и земельных участков;
  2. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей $500$ минимальных размеров оплаты труда;
  3. дела об определении порядка использования имущества, включая порядок пользования участками, находящимися в общей собственности;
  4. другие разногласия, касающиеся земельных отношений.

В остальных случаях гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются районными судами. По общему правилу, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.

Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Однако для ряда категорий споров предусмотрена исключительная подсудность.

Например, иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты предъявляются в суд по месту их нахождения.

Суд вправе принять к своему производству и рассмотреть по существу любые споры, связанные с земельными отношениями. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Процедура рассмотрения земельных споров

Процессуальный порядок рассмотрения земельных споров подразделяется на следующие стадии:

  1. обращение в суд заинтересованной стороны за защитой своего нарушенного права;
  2. возбуждение дела о рассмотрении земельного спора в суде;
  3. вступительный этап к судебному разбирательству;
  4. стадия судебного разбирательства;
  5. принятие решения по данному делу.

Рассмотрим каждую из вышеперечисленных стадий более подробно.

  1. Обращение в суд заинтересованной стороны выражается в подаче искового заявления. В нем должны быть указаны: наименование сторон и их адреса, цена иска, обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на обоснование своих требований, перечень прилагаемых к исковому заявлению доказательств, ходатайств и т. п.

    Исковое заявление о рассмотрении земельного спора с приложенными документами должно быть зарегистрировано в суде, рассматривающем спор.С этого момента начинается отсчет срока, отпущенного законом на разбирательство данного дела. Этот срок не может превышать одного месяца в суде общей юрисдикции и двух месяцев – в арбитражном суде.

  2. Возбуждению дела о рассмотрении земельного спора предшествует проверка поступивших материалов с точки зрения соблюдения подсудности, достаточности, перспективности дела.

    В целях быстрого и правильного разрешения спора суд вправе провести подготовительные действия: вызвать и опросить стороны об известных им обстоятельствах, запросить дополнительные документы по данному спору.

    Признав дело достаточно подготовленным к рассмотрению, суд выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, что является заключительным этапом в стадии возбуждения гражданского дела.

  3. Вступительный этап выражается в открытии судебного заседания, проверке явки сторон и других лиц, участвующих в разбирательстве, принятии к ним мер, предусмотренных законом. Сторонам разъясняются их права и обязанности, свидетели удаляются до начала заседания из зала суда, решается вопрос об отводе состава суда и прокурора.

  4. Разбирательство начинается с оглашения материалов, поступивших в судебное заседание и зарегистрированных в деле. Затем происходит заслушивание сторон, допрос свидетелей, исследование доказательств. Их оценка осуществляется в процессе судебных прений.
  5. Процедура принятия решения судом жестко регламентирована. Решение суда должно быть законным и обоснованным, оно выносится на основании только тех доказательств, которые были рассмотрены в ходе заседания. Не допускается вынесение решения по не подтвержденным предположениям.

Замечание 2

Доказательства должны быть достоверными и относиться к предмету рассматриваемого в суде земельного спора, а обстоятельства дела, которые по закону подтверждаются определенными средствами, не могут доказываться никакими другими способами.

Суд обязан всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства, предъявленные по земельному спору, во всей их совокупности. При этом никакие утверждения не имеют для суда заранее установленной силы. Так, заключение эксперта по земельному спору оценивается судом критически, наряду с показаниями свидетелей и иными материалами, закрепленными в документах.

Оценка представленных сторонами доказательств осуществляется каждым судьей с учетом трех факторов: закона, правосознания и внутреннего убеждения, сложившегося в результате рассмотрения дела.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/zemelnye_pravootnosheniya/poryadok_rassmotreniya_zemelnyh_sporov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.