Психологический патронаж

Социальный патронаж – виды, услуги и цели программы

Психологический патронаж

Слово “патронаж” пришел к нам из французского языка и обозначает собой вид социального обслуживания. Осуществляется оно преимущественно на дому. Производят патронаж социальные работники, которые посещают своих клиентов и по необходимости оказывают им соответствующий вид помощи. В некоторых случаях необходимо проведение сложных манипуляций.

Социальный патронаж – это социальная технология, которая предполагает постоянное социальное сопровождение семьи и детей, попавших в особо трудную, кризисную ситуацию, с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, а также позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации и оказывая незамедлительную помощь.

Смысл патронажа состоит не в том, чтобы, вмешавшись в ситуацию, часто без запроса со стороны самой семьи, бесстрастно указывать, как следует поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ней, направленное на самопознание ее членов, т.е. сделать все возможное для создания оптимальных условий, позволяющих членам семьи со временем самостоятельно справиться со своими жизненными трудностями и проблемами и постепенно перейти к полноценной жизни.

Диагностические цели социального патронажа предполагают ознакомление с условиями жизни семьи, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций в семье;

Контрольные цели включают в себя оценку состояния семьи и ребенка, динамику проблем в семье (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

Адаптационно-реабилитационные цели направлены на оказание семье конкретной образовательной, посреднической, материальной, юридической и психологической помощи.

Особенности и цели патронажа

Социальный патронаж различных типов семей и детей представляет собой единство типов технологии, которая позволяет отыскать решение кризисной или сложившейся критической жизненной ситуации, которая предполагает сопровождение неблагополучных семейств и детей, у которых возможно родители алкоголики.

Тут объединяются диагностический, контрольный, адаптационный и реабилитационный функционал. Его действие и определение направляется на установку и поддержание продолжительных связей с родными, быстрое обнаружение ее проблем и оказание конкретной помощи семье и детям. Из-за этого актуальность социального патронажа высока.

Кому положен патронаж

Социальный патронаж может быть установлен по отношению к семье, переживающей:

  • Кризисную ситуацию (смерть близкого человека, развод и т.д.);
  • Трудную жизненную ситуацию (психологические проблемы, потеря работы, хроническая болезнь, инвалидность и т.д.);
  • Социально опасное положение (алкоголизм, наркомания, насилие в семье, бродяжничество и т.п.).

К сожалению, в сложившейся практике специалисты осуществляют патронаж семей с явно выраженной формой неблагополучия. Т.е. в тех случаях, когда члены семьи не могут самостоятельно решить свои проблемы. А также, справиться с психологическими нагрузками по следующим причинам:

  • наличие факторов социального риска, социального нездоровья;
  • социальная изоляция, замкнутость;
  • ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом, в том числе ближайшим;
  • ослабление внутрисемейных связей;
  • отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и других) для личностного и социального роста либо неумение привести эти ресурсы в действие.

Постановка на патронаж

Решение о постановке семьи на социальный патронаж принимается либо организацией, осуществляющей патронажный контроль, либо межведомственной комиссией, которой должны осуществляться и функции контроля.

Координирующей фигурой в проведении патронажа может быть социальный работник или представитель межведомственной комиссии, принявшей решение о постановке семьи на патронаж. При необходимости он вносит коррективы в планы работы с семьей.

Сроки проведения патронажа определяются степенью выполнения поставленных задач в работе с каждой конкретной семьей, получением результата.

Решение о постановке семьи на патронаж должно быть обоснованным и вызванным реальной необходимостью. С данным решением не стоит спешить, поскольку, возможно, семье достаточно оказание консультационных услуг и мер социальной поддержки или проведения отдельных профилактических реабилитационных мероприятий.

Исполнение обязанностей будет возложено на работника, представителя межведомственной комиссии, службу патронажных медсестер, по разрешению которых семейство стало брать под контроль. Они обладают полномочиями прописывать коррективы в пункты плана их работы с неблагополучными гражданами.

Руководствуясь материалами и картой заполнения общественного педагога, службы стараются заняться реализацией труда на таких принципах патронажа:

  1. Системность.
  2. Комплексность.
  3. Оптимальность.
  4. Объективность.
  5. Направленность в плане профилактики.
  6. Пропаганда о единении семейства.

Выявляют такие виды социального патронажа семейства:

  • медицинский;
  • психологический;
  • педагогический;
  • экономический;
  • правовой.

Патронаж над пожилыми людьми

Если пенсионер имеет психические расстройства, не позволяющие ему быть адекватным в оценке реальности – патронаж невозможен. В таком случае оформляется опека.

По закону, право на патронаж имеют одинокие пожилые лица, которым трудно позаботиться о себе. Например, одной из причин может быть наличие инвалидности или иных болезней, препятствующих или мешающих самостоятельно ухаживать за собой.

Опекун в такой ситуации выступает лишь в роли помощника. Наличие родственников, даже близких, не считается препятствием для установления патронажа.

Уход за пожилыми гражданами в пределах патронажа является трудом, который производится, в основном, на добровольных началах.

Когда подопечному исполняется 80 лет, опекун может рассчитывать на ежемесячную выплату. Она производится из гос. бюджета и составляет 1200 руб. Помимо этого, срок патронажа над пожилым человеком старше 80 лет включается в стаж труда опекуна.

Опекун может рассчитывать на безвозмездную юридическую помощь и консультацию психолога. Опекун не может претендовать на собственность и финансы патронируемого. По личному воззрению опекаемый способен наделять опекуна правом на наследство.

Источник: https://opeka-rf.ru/opekunstvo-i-popechitelstvo/sotsialnyy-patronazh/

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону

Психологический патронаж

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТРОНАЖ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ СЛУЖБАМИ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ТЕЛЕФОНУ

ПАКСЕВАТКИНА В. Ю.

г. Калуга, МУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота»

Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. И около 88 % детей–инвалидов проживают в семьях. При оказании помощи детям-инвалидам и их семьям необходимо учитывать специфические особенности жизненной ситуации таких семей.

Существует много специализированных служб, которые призваны оказывать помощь именно этой категории населения.

Но дети-инвалиды и их родители часто именно в силу сложной жизненной ситуации не имеют физической возможности получать психологическую помощь и поддержку каким-либо иным способом, кроме как по телефону.

Поэтому поддержку семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, стали выделять как одно из направлений в работе служб экстренной психологической помощи по телефону.

С точки зрения оказания экстренной психологической помощи, в проблеме «ребенок-инвалид» существует два плана: с одной стороны — семья ребенка-инвалида, решающая комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; а с другой — сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только (а возможно и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.

Инвалидность ребенка, чаще всего, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи, становится причиной ее глубокой и продолжительной социальной дезадаптации.

Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита.

Помощь и поддержка в период переживания горя, снятие эмоционального напряжения традиционно является задачей служб экстренной психологической помощи. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелое испытание для всех членов семьи.

Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности могут стать причиной распада семьи; и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Каждый из членов такой семьи подвержен стрессу и, следовательно, каждый потенциально может являться абонентом службы «Телефон Доверия».

С какой проблематикой могут столкнуться консультанты «Телефона Доверия» при обращении члена семьи, имеющей ребенка-инвалида?

Рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и социализация, является мощным фактором психологического воздействия на психику родителей.

Поэтому они, в силу тяжести жизненной ситуации, а так же в силу ее продолжительности, могут быть предрасположены к развитию различных форм нервно-психической патологии.

Семья посвящает себя больному ребенку, родители при этом склонны отрицать собственные чувства и переживания, как проблемные, делая акцент на ребенке.

Отец в семье с больным ребенком — единственный добытчик. Имея специальность, образование, он нередко, из-за необходимости большего заработка, становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком.

Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Часто он занимает все ее время, поэтому резко сужается круг общения.

Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к постоянному раздражению, состоянию депрессии [1].

Часто матери в уходе за ребенком-инвалидом помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Наличие ребенка-инвалида может отрицательно влиять на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей [2].

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей в случае негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей.

Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата [3].

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если у ребенка задержка умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения, и тогда дети с ОВЗ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т. д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире [5].

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные мероприятия, создавая, тем самым, дополнительную изоляцию от общества [4].

Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает не один, а целую серию жизненных кризисов.

Первый — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка, или в течение первых трех лет его жизни, или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (последнее в основном касается отклонений в интеллектуальном развитии).

Второй кризисный период может быть связан с достижением ребенком-инвалидом школьного возраста. Бывает, что до этого момента родители “не замечают” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивая себя тем, что “все обойдется”, “подрастет – поумнеет”. И вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

Третий кризис совпадает с подростковым возрастом ребенка с ОВЗ. В подростковом периоде переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис.

В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — инвалид.

К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом ребенка-инвалида, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов.

Четвертый кризисный период — период юношества, когда остро встает проблема планирования дальнейшей жизни юноши или девушки с инвалидностью и связанные с этим вопросы получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Этот кризис семья переживает наиболее остро.

Пятый переломный период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями здоровья. Родители все чаще задумываются, что будет с ребенком, когда их не станет.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что семья, имеющая ребенка-инвалида, нуждается в психологическом патронаже на всех этапах развития ребенка.

Можно выделить следующие задачи телефонного консультирования семей, имеющих детей с ограниченными возможностями: помощь в осознании проблемы и помощь в осознании собственных чувств по этому поводу, психологическая и эмоциональная поддержка, помощь родителям в принятии своего ребенка и принятии себя, как родителей ребенка с отклонениями в развитии. Необходимо отметить несколько важных моментов в работе с такими абонентами:

1)  при работе с семьей, имеющей детей с отклонениями в развитии, консультант должен помнить, что имеет дело не только с отдельными людьми, но и со всей сложной внутрисемейной структурой;

2)  родители должны иметь желание решать существующие проблемы, поскольку при консультировании по телефону, консультант в основном делает акцент на поиск ресурсов, имеющихся у данной семьи;

3)  помимо психологической поддержки, консультант предоставляет родителям еще и поддержку информационную, донося до них сведения о различных реабилитационных отделениях и центрах, оказывающих помощь детям-инвалидам и их семьям (т. к. очевидно, что консультирование по телефону является только одним из видов психологической помощи детям с отклонениями в развитии и членам их семей).

Основными принципами консультирования семей, имеющих детей-инвалидов являются безоценочное отношение к абоненту и уважение права абонента самому принимать решение, что впрочем, является общим принципом консультирования на Телефоне Доврия.

Абонентом службы Телефона Доверия может быть и сам ребенок-инвалид.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия.

Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети-инвалиды начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них нередко формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают также осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение.

В работе с инвалидами консультант сталкивается с различными психологическими проблемами, которые связаны с осознанием инвалидом своей «инаковости», непохожести на других людей, что, в свою очередь, порождает у них ощущение «чувства неполноценности».

В данной ситуации перед психологом стоит, прежде всего, задача помочь абоненту принять себя таким, каков он есть, и помочь сформировать компенсирующие модели поведения.

Непосредственной помощью консультанта Телефона Доверия детям с ограниченными возможностями, является работа по формированию личностно-смысловой сферы экзистенциальных отношений ребенка с обществом.

Поскольку чаще всего общение консультантов Телефона Доверия с ребенком-инвалидом носит пролонгированный характер, то это общение начинает восприниматься ребенком как особая реальность, где он может удовлетворить свои потребности в общении, и принятии его как личности. При общении с разными консультантами ребенок получает возможность увидеть свою проблему с различных точек зрения, и это тоже позволяет ему лучше осознать себя и свое место в мире.

Немаловажной, но побочной задачей, является устранение дефицита общения у инвалида в условиях ограниченных социальных связей.

Для решения этой задачи могут привлекаться не штатные сотрудники «Телефонов Доверия», в силу ограниченности их количества, а волонтеры, в том числе, волонтеры–сверстники. У калужского «Телефона Доверия» есть опыт подобной работы.

Для ликвидации дефицита общения к работе привлекались старшеклассники–волонтеры, прошедшие теоретическую подготовку на базе отделения психологии Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования, и тренинги непосредственно на «Телефоне Доверия».

Хотелось бы особо отметить, что при этом новый социальный опыт получали не только дети-инвалиды, но и сами волонтеры, имеющие возможность прикоснуться к внутреннему миру ребенка с ограниченными возможностями.

Литература

1.  Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. — М., 2002.

2.  Грачев социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. – М., 2002.

3.  Маллер с ограниченными возможностями: кн. для родителей. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

4.  Психосоциальная работа с семьями и несовершеннолетними детьми на стадии раннего семейного неблагополучия. Научно-методическое пособие / под ред. . – Псков: ПОИПКРО, 2005.

5.  Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития / – 2002. – № 4. – С. 40-47

Источник: https://pandia.ru/text/78/329/26696.php

Специалисты рассказали о социальном патронате семей

Психологический патронаж

Семейное неблагополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому работу по профилактике семейного неблагополучия необходимо проводить постоянно.

Неблагополучные семьи условно можно разделить на группы, в соответствии с доминирующим фактором, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).

Социально неблагополучные семьи обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения.

Эти семьи самостоятельно способны выйти из сложившейся ситуации при использовании той педагогической, психологической, юридической и т. п. информации, которую предоставляют социальные службы.

Патронат таких семей целесообразен в течение одного года.

К другой группе относятся семьи с огромным количеством проблем и семьи, которые не обладают достаточным ресурсом, необходимым для выхода из критической ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-педагогическое, социальное, правовое сопровождение, постоянный контроль ситуации в семье всеми специалистами системы профилактики.

Патронат с такими семьями проводится более длительный период, так как родители не хотят и не могут воспитывать своих детей иначе, чем это было в течение не одного поколения семьи. Изменение воспитательного стиля родителей может происходить только постепенно, при их желании и заинтересованном участии специалистов различного профиля.

В настоящее время остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Под влиянием различных социальных факторов утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, что в большинстве случаев приводит к разрушению семьи. В кризисных для семей ситуациях наиболее уязвимыми становятся дети.

В целях защиты прав и интересов детей, нуждающихся в помощи государства, реализации их права жить и воспитываться в семье, социальными службами над неблагополучными семьями устанавливается социальный патронат.

Социальный патронат — это комплекс мероприятий, направленных на содействие нормальному воспитанию и развитию ребенка, сохранению за ним родительского попечения.

Основные задачи социального патроната:

— профилактика социального сиротства;

— оказание различных видов социальной помощи и поддержки семьям;

— предотвращение оставления ребенка без родительского попечения;

— создание оптимальных условий для дальнейшей адаптации, социализации и развития ребенка.

Социальный патронат основывается на принципах:

— соблюдения прав семьи на автономию, признания ценности и уникальности ее опыта;

— соответствия потребностям семьи, воспитывающей ребенка (детей);

— адресности, законности, конфиденциальности, превентивности, профессиональной компетентности;

— обеспечения равных возможностей в получении и доступности услуг по социальному патронату для семьи, воспитывающей ребенка (детей).

В современных условиях социальный патронат — это защитная система, которая устанавливается социальной службой в отношении семей, которые испытывают кризис и неблагополучие, и долгое время не могут самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками.

Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае создания родителями несовершеннолетнего своими действиями или бездействием условий, препятствующих нормальному воспитанию и развитию ребенка, а также в случаях отрицательного влияния родителей на его поведение, но при этом оснований для лишения родителей родительских прав недостаточно.

Работа социальных служб по осуществлению социального патроната в городе Москве регулируется Законом города Москвы от 14 апреля 2010 г.

№ 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» и постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г.

№ 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».

Социальный патронат осуществляется на основании договора о социальном патронате, заключаемого между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и родителями ребенка.

Социальный патронат осуществляется в форме индивидуальной профилактической работы с соблюдением принципа конфиденциальности.

Срок осуществления социального патроната устанавливается индивидуально исходя из конкретных потребностей ребенка — краткосрочно на срок до шести месяцев или долгосрочно от шести месяцев, но не более двух лет.

В Северо-Восточном административном округе учреждениями, уполномоченными осуществлять социальный патронат, являются государственные бюджетные учреждения — Центры социальной помощи семье и детям «Диалог», «Родник», а также Городской ресурсный центр «Отрадное».

В рамках работы с неблагополучной семьей осуществляется межведомственное взаимодействие учреждений и организаций, таких как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения.

Этапы социального патроната:

-получение сигнала о неблагополучии в семье,

-постановка семьи на социальное сопровождение,

-проведение социальной диагностики, сбор информации,

-установление контакта с семьей,

-выявление основных проблем,

-разработка индивидуальной программы социального патроната семьи, участие в которой принимают специалист КДНиЗП, педагоги школы, работники здравоохранения,

-реализация индивидуальной программы (реализация принятых решений, достижение результатов, при которых семья смогла бы функционировать самостоятельно).

Для успешного осуществления социального патроната со стороны семьи необходимо согласие на помощь и поддержку, желание сотрудничать и выполнять рекомендации индивидуальной программы.

Показателем эффективности работы с семьями является оздоровление психологического климата, восстановление детско-родительских и

межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи, повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи.

Положительный результат работы по осуществлению социального патроната на примере семьи Березкиных и их несовершеннолетней дочери Анны (15 лет) (фамилия изменена).

Соседка Березкиных обратилась в орган опеки и попечительства в связи с тем, что несовершеннолетняя Анна Березкина часто в вечернее время находилась одна на улице, что вызвало беспокойство.

Сотрудниками органов опеки, попечительства и патронажа совместно со специалистами Центра «Родник» в результате проведения первичной диагностики семьи было установлено, что родители девочки находятся в разводе, проживают в одной квартире, работают, заняты устройством собственной личной жизни, ребенок часто находится один и представлен сам себе.

Частые ссоры в семье также являлись причиной утраты эмоциональной связи между родителями и дочерью, у матери и отца несовершеннолетней не была сформирована в полном объеме родительская ответственность.

В результате проведения диагностики семья согласилась заключить договор социального патроната, составлен план индивидуально-профилактической работы с семьей несовершеннолетней по нормализации ситуации в семье и устранению причин, повлекших семейное неблагополучие.

В ходе совместной работы с семьей был разработан алгоритм поведения родителей, направленный на стабилизацию ситуации в семье.

По разработанной схеме Анна с родителями принимала участие в тренинговых занятиях по программе «Семейная гостиная», направленных на сплочение родителей с ребенком.

С родителями несовершеннолетней проводилась индивидуальная психологическая работа в целях повышения степени исполнения родительских обязанностей и ответственности за судьбу ребенка, направленная на изменение психологического климата в семье.

Совместная работа специалистов и Березкиных по улучшению ситуации в семье в течение года привела к положительным результатам, Аня успешно закончила школу и поступила в колледж, а ее родители помирились и снова вступили в законный брак.

Источник: https://bibirevo.mos.ru/presscenter/news/detail/3996985.html

1.1.3. Направления социального патронажа

Психологический патронаж

Холостова Е.И. различает два направления социального патронажа семьи:

· первоенаправление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педа­гогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежды и т.д.;

· второе направление основывается на характеристике объектов патронажа.

Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.

), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д.

Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т.д., т.е.

все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается установление с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, по

могают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т.

е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного, с одной стороны, и психологического и психосоциального, – с другой. Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию.

Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника.

Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.

Тем самым, социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Алексеева Л.С. помимо перечисленных видов социального патронажа выделяет социально-экономический патронаж – периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр. В целом он может трактоваться лишь как элемент социального, что соответствует структуре стандартов социальной помощи.

Некоторые социологи в качестве самостоятельных рассматривают такие виды патронажа, как обслуживание на дому, уход за недееспособными престарелыми членами семей в клиниках, уход за малолетними детьми на дому, а также институциональный патронаж (психиатрический, оказываемый психиатрическими службами, педиатрический патронаж новорожденных, патронаж беременных женщин со стороны женских консультаций, патронаж абонентов телефонов доверия и пр.)

Источник: https://libraryno.ru/1-1-3-napravleniya-social-nogo-patronazha-2012_organiz_patrona/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.