Социальное родство это

Родственные связи

Социальное родство это

Родня — это не только взаимоотношения людей по крови, но и важная часть правовых взаимоотношений, регулирующая права и обязанности каждого внутри общей социальной группы или при определенных обстоятельствах.

С точки зрения законодательства РФ, большинство прав и обязанностей определенного лица обусловлены той или иной степенью родства с каким-то обществом людей. К примеру, родители обязаны воспитывать своих детей и нести за них ответственность до момента достижения теми совершеннолетнего возраста.

В качестве другого примера можно привести право на наследство, имеющееся у лиц, находящихся в определенной степени родства с умершим человеком. Следует разобраться почему так важно четко понимать степень родства между каждым из членов семьи и понимать к чему тут правовое регулирование.

Что такое родственные связи

Под родственными связями подразумеваются взаимоотношения людей, связанных единой линией происхождения от общих предков или друг от друга внутри единой группы.

По степени связи между людьми происходит деление на близкое и дальнее, а также на прямое и непрямое родство в отношение людей, объединенной социальной группы. В некоторых случаях относительно прямых связей говорят еще о прямой восходящей линии и нисходящей линии.

Относительно законодательной части значение имеют лишь те отношения, что скрепляются на основании законов внутри страны. Это происходит в случаях, когда люди являются родственниками по крови, но по каким-то причинам не связаны друг с другом различного рода правами и обязанностями.

После установления родства с помощью законодательного акта права и обязанности появляются на взаимных условиях, но лишь в тех случаях, когда это регулируется Семейным кодексом Российской Федерации.

Поэтому очень сложно как-либо переоценить значение семьи, родственных связей в ней, а также степень их правовых взаимоотношений.

Это обусловлено наличием непосредственно прямого родства между людьми, из чего и вытекает ряд само собой разумеющихся для них прав и обязанностей. Например, прямой обязанностью матери и отца является воспитание их общего ребенка, т.к он родился от них и является прямым наследником.

Отсюда следует, что он будет прямым наследником после свои родителей по той же причине, по которой они обязаны были его воспитывать. Это обусловлено непосредственной близостью между ними, из которой вытекает право быть прямым наследником своих родителей.

Что касается юридических взаимоотношений, то важно понимать степень близости между людьми, т. е. являются они по отношению друг к другу достаточно близкими или нет. Руководствоваться здесь, прежде всего, следует положениями, прописанными в Семейном кодексе Российской Федерации.

Иногда случается, что родня оказывается довольно большой и люди попросту не могут определиться какое отношение все они имеют друг к другу. Не редко люди путают термины родства, т.к не могут понять какие слова можно применять в повседневной жизни, а какие имеют вполне официальный статус, заложенный в Семейный кодекс.

Для решения этой проблемы большинство семей обращается в различные архивы, чтобы воссоздать генеалогическое древо своей родни и иметь лучшее представление о количестве связей и понимании принадлежности каждого из людей к определенной социальной группе.

Степень родства разделяется на прямую и боковую линию. Прямая может расходиться на нисходящую и восходящую линию. Боковая в свою очередь отличается тем, что допускается связь некоторых лиц путем наличия общих предков. Прямая линия допускает лишь очевидные связи, к примеру, мать и дочь, отец и сын, бабушка с дедушкой и т.д.

По наличию прямого родства по крови происходит деление на кровные и разнородные родственные связи. К примеру родные и сводные братья.

При составлении генеалогического древа стоит учитывать тот факт, что прямой родней являются только ближайшие родственники, т. е. мама и папа, а также их ребенок, далее идут бабушки и дедушки и их внуки, и только после идет боковое родство, к которому относятся братья или сестра, если таковые имеются.

Чаще всего большинство людей задается вопросом о том, нужно ли знать своих предков и для чего это вообще нужно.

Как правило, важность степени родства наступает в тот момент, когда люди встречаются с возможностью получить наследство и начинают разбирательства в отношении каждого «подозрительного» родственника.

Поэтому так важно всегда иметь представление о масштабах своей семьи и знать кто кем является между собой.

ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ СВОИ РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

Как было сказано ранее, знать свои родственные связи необходимо потому, чтобы иметь точное представление о своей родне в момент права на наследство.

В правовых взаимоотношениях возможность получить право на наследство предоставляется лишь тем, у кого имеются родственные связи. Поэтому не редко возникают определенные разногласия и вопросы относительно степени родства жены или мужа по отношению к какой-то семье.

По закону, муж имеет прямое отношение к наследникам первой степени и может претендовать на наследство наравне со своей женой, если та имеет прямое отношение к родне умершего.

При этом стоит учитывать тот момент, что наличие кровного родства еще не является причиной претендовать на имущество умершего.

На момент смерти кого-то из членов семьи происходит вызов наследников первой очереди, что практически не оставляет прав на наследство у оставшихся представителей семьи.

Проще говоря, в России действует соблюдение определенных очередей при получении наследства, что прописано в законе и не может быть оспорено.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ РОДСТВА

Также немаловажное значение имеет четкое понимание каждого из подвидов родственных уз между людьми. Важность данного аспекта заключается в том, что какие-то связи имеют правовую роль, а некоторые являются не более, чем социальной привязанностью.

Поэтому необходимо четко понимать какие виды родства имеют прямое отношение к правопорядку, а какие ничем не регламентируются.

Полное описание каждого из родственников предполагает указание полностью всех степеней родства с упоминанием сватов, своячениц и т. д. Но на рассмотрение идут лишь те связи, что являются наиболее прямыми и главенствующими.

Например, первая группа включает в себя непосредственно родителей и детей, рожденных от них, а также братьев и сестер и бабушек с дедушками. Сюда же можно добавить двоюродных и троюродных членов семьи.
Вторая группа основывается на несвязанных по крови связях, т. е. сваты и свояченицы, а также прочих представителях одной родни, связанных между собой общими связями.

Если изучение степени семейных уз требуется не для правовых регулировок взаимоотношений внутри семьи, а для себя, то целесообразным будет добавить к родственникам таких людей как крестные. При этом с точки зрения кодекса, прав на что-либо такая родня не имеет.

БЛИЗКИЕ И ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Если кровных родственников может быть не так много, то близких может оказаться предостаточно. Например, согласно данным, описанным в 14 статье Семейного кодекса РФ, близкими родственниками являются не только мамы и папы вместе со своими детьми, но их имеющие прямое отношение к ним бабушки и дедушки, а также родные и сводные братья и сестры.

Согласно представленным данным, кровные родственники во многом схожи с ближайшими членами семьи, несмотря на то, что кровные подразумевают под собой всю семью, объединенную общими предками.
При этом, в случае усыновления малыша из детдома, согласно законодательству РФ, он также получит полноправный статус кровного родства в семье, которая его усыновит.

Отсюда следует, что все виды семейных связей так или иначе пересекаются, но полностью практически не совпадают. Тем не менее, даже усыновленный ребенок, не имеющий прямого отношения к семье, может стать кровным родственником на основании подписанных документов, регламентирующихся законами страны.

Это относится к близким родственникам, но как тогда рассматривать дальних представителей одной и той же семьи. Немаловажное значение в данном случае имеют двоюродные, троюродные или четвероюродные братья и сестры, имеющие общего прадедушку и общую прабабушку с близкими членами семьи.

Отсюда также вытекает тот факт, что связь между людьми не всегда может определяться наличием одной крови. Во многих случаях достаточно иметь общего предка, чтобы являться представителями одной семьи и находиться вместе на одном генеалогическом дереве.

Напоследок разберем несколько терминов. Например, если у Вашей бабули имелся брат или была сестра, то внуки этого брата или сестры будут для Вас по степени родства троюродными братьями или сестренками.

Если же у Вас имеются двоюродные родственники, значит это люди, рожденные внутри брака Ваших тети или дяди. Часто их еще называют кузенами, что вошло в ежедневный обиход и является довольно распространенным термином.

Статью проверил и отредактировал Papa Vlada.

Первоисточник статьи опубликован на сайте Кто сказал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f64a4a271bcf81eb8507d2d/rodstvennye-sviazi-5f9fcaee9ac0705ae47f798f

Системное понимание семьи: кровное родство и свойство как виды семейных взаимосвязей

Социальное родство это

В данной статье мы продолжаем излагать ключевые представления системой семейной психотерапии в популярной форме. Информация предназначена, прежде всего, для тех, кто пытается самостоятельно разобраться в проблемах своей семьи. Надеемся, что она также будет интересна нашим коллегам. 

Для лучшего понимания мы рекомендуем ознакомиться с нашей статьей “Системное понимание семьи: семейная система, системные связи и их позитивная основа”.

*****

Эту статью как и предыдущую мы хотим снова начать с определения понятия “система”. Делаем мы это потому, не все важные аспекты этого определения были тогда рассмотрены.  

Система – это множество взаимосвязанных элементов, которые составляют единое целое.  

Определение дает нам основание смотреть на систему с двух “сторон”:

– как на множество элементов, которыми в семейной системе являются отдельные люди;

– как на совокупность взаимосвязей между элементами. 

Первая сторона привычна и понятна всем. Так, всю семейную систему в этом значении можно увидеть за праздничным столом. 

Мы ещё вернемся к этой стороне отдельно. Так как в ней не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Но сделаем мы это в другой статье. 

Вторую сторону семейной системы, где акцент сделан именно на взаимосвязях, представить умозрительно гораздо сложнее. Нужно отвлечься от самих элементов и сконцентрироваться на том, что их связывает. Задача усложняется еще и тем, что элементы могут одновременно находиться в разных взаимосвязях.

Рассмотрим для примера систему родственных взаимосвязей, которая возникает при создании супружеской пары. Обратите внимание на рисунок. 

В этой системе одна часть элементов находятся в кровном родстве, другая в свойстве.

Свойство – это отношения супругов, а также родственников одного супруга к другому супругу и его родственникам. 

Слово “свойство” указывает на то, что после создания супружеской пары две группы людей, кровных родственников мужа и жены объединяются и становятся “своими”, образуя таким образом новую систему родственных связей

Особенность этого рисунка состоит в том, что на нем кровное родство не отображено в виде линий. Все линии показывают только взаимосвязи свойства. Но кровное родство показано косвенно, в надписях: родители, брат, сестра. 

Очевидно, что рисунок выглядел бы гораздо сложнее, если бы на нём было одновременно отображено и кровное родство, и свойство.

Мы решили не дополнять этот рисунок кровными взаимосвязями и просим вас представить их самостоятельно. Но хотим подчеркнуть, что и дополненный в вашем воображении рисунок не будет отображать всей сложности взаимосвязей в семейной системе.

Ведь связей намного больше. О части таких связей мы уже писали в статье “Системное понимание семьи: семейная система, системные связи и их позитивная основа”.

 Мы считает, что любовь и уважение является позитивной интеллектуальной и эмоциональной основой всех семейных взаимосвязей. 

Системная семейная психотерапия при диагностике и терапии стремится учитывать все взаимосвязи внутри семейной системы. Задача очень сложная. Особенно потому, что взаимосвязи могут быть очень похожими, как, например, похожи кровное родство и свойство.

Для диагностики и коррекции системных взаимосвязей в семье очень важно понимать специфику кровного родства и свойства. Потому что члены семейной системы могут непроизвольно путать эти виды взаимосвязей и тем самым создавать проблемы для всей семейной системы

Различия между кровным родством и свойством 

Кровное родство и свойство, как виды связей в семейной системе, имеют много общего и при этом принципиально различаются по нескольким моментам: 

Люди, которые находятся в близком кровном родстве, не могут вступать в брак и иметь сексуальные отношения. 

Кровное родство – связь пожизненная. 

Свойство между супругами – это связь, которая может быть разорвана. 

Связь между супругами – это свойство, но оно играет ключевую в процессе кровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами. 

Свойство как связь между кровными родственниками супругов разрывается, если муж и жена разводятся.  

К сожалению, в массовом сознании отношения кровного родства и свойства часто путаются, что наносит вред членам семейной системы и системе в целом.

Многим людям кажется, что кровнородственные связи можно разорвать также легко, как отношения свойства. Но всё гораздо сложнее. Есть ключевые моменты, которые не зависят от желания людей. 

Во-первых, супруги, у которых есть совместные дети, конечно могут развестись и тем самым разорвать свойство. Но, переставая быть мужем и женой, они на всю жизнь останутся связанными как родители общих детей.

Во-вторых, системная семейная психотерапия пришла к выводу, что лишение родительских прав и усыновление не способно разорвать глубинные психологические связи между детьми и их биологическими родителями. Эта связь пожизненная. И многим родителям, которые так или иначе расстались, а также людям, у которых сложно сложились детско-родительские отношения, это очень важно понять и принять.  

В-третьих, невозможно разорвать связь между братьями и сестрами. Они могут быть в ссоре, даже ненавидеть друг друга, но они пожизненно связаны между собой. 

Конечно, нужно учитывать степень родства. Кровная связь между братьями (сестрами), у которых только один родитель общий, немного слабее, чем между обычными братьями (сестрами). А кровная связь между двоюродными  братьями и сестрами настолько слаба, что между ними разрешены браки.

Чем более отдаленной становится кровная связь, тем больше она похожа по части своих характеристик на свойство.  

Таким образом, при анализе семейной системе нужно всегда учитывать ключевые различия между такими видами связи, как кровное родство и свойство.

Путаница между между этими видами связи в мышлении и, как следствие, в действиях может нарушить нормальное функционирование семейной системы. 

Поэтому при самостоятельном анализе собственной семейной системы нужно основательно разобраться в том, не возникла ли путаница между отношениями кровного родства или свойства. И если такая путаница, все-таки, возникла, попытаться навести порядок.

Сначала в голове, а потом в действиях и отношениях. Мы желаем вам с этим успешно справиться. 

При необходимости всегда можно обратиться к специалистам, в том числе и к нам, Павлу и Марии Стегний (https://www.b17.ru/stegniy_mariya/). Мы супружеская пара семейных системных психологов. Помощь семьям и, прежде всего, супружеским парам – наша основная специализация. 

Источник: https://www.b17.ru/article/sist_fem1/

Социальное родство важней генеалогического

Социальное родство это

В продолжение темы, на чём прокалывается социобиология человека.

«Отец и мать. У людей манус и матанкор зачать и родить ребёнка – ещё не значит стать отцом и матерью. Для них понятия «родитель» и «отец», а также «родительница» и «мать» – не синонимы.

У папуасов племени бонгу возможность стать матерью, не родив ребёнка, выражается словом мемтар (мем – мать); возможность стать отцом, не будучи родителем, словом амтар (ам – отец).

Младенец появился на свет. Он беспомощен, не может не только добывать себе пищу, но даже потреблять то, что выращено и добыто родителями. Он сосёт грудь, заменившую ему пуповину. Он не может ходить, говорить, понимать сказанное.

Легче перечислить то, что он в состоянии делать, чем то, что он делать не в состоянии.

Родители могли прекратить его жизнь в самом начале, и это не считалось социальным преступлением, убийством, хотя и могло вызвать неодобрение со стороны некоторых родичей.

Зачатие и рождение ребёнка – это примерно то же, что посадка таро или ямса и появление первых ростков. До сбора урожая ещё далеко; за ростками нужен уход; урожай надо продолжать создавать.

Если семья после посадки по какой – либо причине забросит огород и дальнейшие заботы о нём возьмёт на себя другая семья, то она, очевидно, и соберёт урожай.

Так и с новорождённым – если он попадает в другую семью и проживет там некоторое время, то те, кто его кормит, те, благодаря которым он растёт, станут его отцом и матерью. С позиции родства по пище иначе и не может быть.

Тот факт, что ребёнок называет «отцом» и «матерью» и многих других разных мужчин и женщин, в том числе и своих родителей, ничего по существу не меняет. Настоящие отец и мать для него – те, кто его кормит, в чьей семье он живёт.

На острове Манус мальчик после отнятия от груди был усыновлён холостым мужчиной, пожелавшим иметь сына. Через несколько лет этот мужчина умер, и мальчик, не успевший стать подростком, вернулся в семью родителей. В этой ситуации он не сразу стал их сыном – они называли его «сын такого-то». Пройдёт время, и он станет их сыном, они будут его кормить, растить, и станут для него отцом и матерью.

Случаи возврата ребёнка к родителям редки. Обычно он остаётся в новой семье. Там, как полагают манус, из него уходит дух того дома, из которого он ушёл, и вселяется дух нового дома. Существует также твёрдое убеждение, что мальчик становится похожим на нового отца.

Так, Малеган усыновил Потика, и Потик пробрёл черты его характера; Кемау усыновил Помата, и Помат стал похож на Кемау; Нгандилиу усыновил Топала, и Топал стал похож на Нгандилиу; Палеао усыновил Иесу, и Иесу стал похож на Палеао.

Два мальчика, братья, были усыновлены разными и семьями, и стали непохожи друг на друга.

На острове Вогео два брата, отданные в разные семьи, у3тратили родство не только с родителями, но и друг с другом: главы новых семей принадлежали к разным родам, и хотя братья были внешне как два близнеца, у них, по местным воззрениям «отныне разная кость и разная плоть».

У папуасов не вызывает удивления тот факт, что отец-кормилец, не будучи родителем, говорит что ребёнок внешне похож на него. Посмотри, как она улыбается, говорит меланезиец племени вогео, указывая на маленькую девочку, пришедшую к нему из другой семьи, – у неё улыбка, как у меня.

Дети (сын и дочь). Семя отца-родителя и кровь (а также молоко, текущее внутрь) матери-родительницы, говорят папуасы племени мелпа, дали ребёнку субстанцию родства – колонг в утробе матери. Но вот ребёнок появился на свет, и теперь его рост – результат другой пищи.

Если мы хотим понять идеологию родства у горных племён Новой Гвинеи, пишет Э.Стразерн, мы должны обратить пристальное внимание на всё то, что связано с пищей и ростом.

Вот ребёнок перешёл в другую семью (а это, как уже отмечалось, бывает очень часто), и теперь у него другой отец (отец-кормилец) и другая мать (мать-кормилица). Пища создаёт их тела, добавляет Э.Стразерн, и даёт им субстанцию, то есть создаёт родство.

Примерно также понимают родство по взрослению папуасы племени сиане, кума, чимбу, дариби, энга – через пищу в детей по мере роста входит «дух отца», создаётся родство с отцом (тем, что кормит).

Биологическая роль отца в зачатии ребёнка, пишет М.Меггит о папуасах энга, не подчёркивается. Физическое отцовство, интересует их меньше всего. Главное – кто кормит ребёнка после его рождения. При этом создаётся родство по происхождению, ибо именно кормление создаёт принадлежность к роду.

Ребёнок принадлежит к роду отца, но не того, кто его породил, а того, кто вырастил (когда это разные люди). В таких случаях приёмный отец и адоптированный ребёнок даже теснее связаны друг с другом, чем отец-родитель с порождённым им сыном.

С ним – дух рода приёмного отца; вся деревня может знать отца-родителя, но о нём даже не упоминает.

… Мать-родительница у ребёнка одна, но отцов-родителей может быть несколько (если мать имела связи с несколькими мужчинами).

Так, на острове Вогео ребёнок одной женщины, по мнению местных жителей, имел по крайней мере 4-х отцов, и шли споры о том, какая часть тела ребёнка каким родителем создана.

Одни говорили: Саванг сделал нижнюю челюсть, Вакалу – лоб, Кабуб – глаза, Лабим – уши, другие говорили: Кумун – рот, Вакалу – лоб, Саванг – волосы, Кавамарн – уши.

Папуасы и меланезийцы придают факту родства большое значение и учат терминологии родства с самого раннего возраста. В племени каока мать, кормя ребёнка грудью, говорит ему: «Я – твоя мать». Ребёнок на первых порах называет этим словом всех взрослых, включая мужчин. Потом – только женщин, а мужчин, включая братьев матери, называет «отец».

Мать, слыша это, улыбается: «Ничего, он научится». Потом действительно ребёнок начинает называть отцов и братьев матери разными словами. Наконец, он отличает своего отца («мой отец») от других «отцов» и свою мать («моя мать») от других «матерей». Всё это обучение терминам родства, пишет Я.

Хогбин, происходит во время кормления – мать кормит ребёнка и говорит ему, кто есть кто.

Ребёнку с ранних лет говорят о важном значении связей по родству, и одновременно предупреждают: веди себя с родственником правильно – если будешь вести себя неправильно, он откажется от родства. Связь по родству может быть прервана. То же самое мы находим и в других местах. «Те, кто определённым образом помогает друг другу – родственники. Кто не помогает друг другу – не родственники».

Сиблинги (брат и сестра). Родство по кормлению устанавливает родственные связи не только между людьми разных поколений (тех, кто кормит, с теми, кого кормят), но и между людьми одного поколения – сверстники вместе едят, вместе взрослеют на одной и той же пище, и поэтому они братья и сёстры.

Такое родство создаётся очень легко. По утверждению одного исследователя, на острове Анутуа оно «устанавливается с помощью взаимного согласия». Видимо, здесь имеется в виду родство типа нгама у папуасов племени бонгу.

«Братство по еде» (на языке богну – нгама) создаётся следующим образом: двое, стоя рядом, едят по очереди один плод, например, дерева огаль, и после этого называют друг друга Огаль-им.

Нечто подобное отмечено и у папуасов мелпа: человек ест банан, даёт половину сидящему рядом и говорит ему: «Будем называть друг друга «Банан». Но за всем этим обычно кроются такие факторы, как проживание на общей территории, совместный труд, взаимная помощь.

На острове Тангу группа таких людей называется нуандин, что означает «те, кто работает и живёт вместе». В такой группе все люди одного поколения – братья и сёстры. В папуасском племени само Д.

Шоу пе6речирсляет факторы, созидающие родство: жизнь мужчин в одном длинном доме, совместный труд (на огородах, при постройке хижин, при рубке саговых пальм), общая еда. «Все люди одного поколения, живущие в посёлке, – пишет он, – сиблинги, независимо от фактических генеалогических связей. Их не делят на фактических и классификационных. Они равны – у всех одни и те же права и обязанности». А права и обязанности, как мы видели на многих примерах, не просто связаны с родством, а создают его.

Трудно отрешиться от укоренившейся привычки подходить к анализу общинно-родового строя с позиций родства по рождению. Но альтернативы нет.

В племенах бонгу, форе, тангу, мбовамб, бенабена, мелпа и многих других существует множество способов стать сиблингами: люди живут на одной территории – сиблинги, совместно трудятся – сиблинги, вместе едят – сиблинги, партнёры по обмену – сиблинги, вместе прошли обряды инициации – сиблинги. «В ходе обрядов инициации возникает братство более тесное, чем кровное.»

Н.А.Бутинов. Детство на островах Адмиралтейства// Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей     у народов Австралии, океании и Индонезии. М.: Наука, «Восточная литература». С.56-84.демография, понимание, родительское поведение, социальная история, социобиология

Источник: https://wolf-kitses.livejournal.com/341446.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.