Закон о несостоятельности кратко

Содержание

Закон о банкротстве физических и юридических лиц: что регламентирует

Закон о несостоятельности кратко

ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 является одним из основных звеньев во всей системе отечественной экономики. Банкротство (несостоятельность) — законно признанная судом невозможность лица платить по долгам за кредиты или выполнять обязательные государственные платежи. В текущем материале рассмотрим подробно, что регламентирует закон о банкротстве.

Понятие банкротства — сущность и значение

Ни одно предприятие не застраховано от прохождения процедуры банкротства. Столкнуться с данной проблемой может любое предприятие, которое не может ответить по своим обязательствам перед кредиторами.

Помимо компаний (предприятий) банкротом может быть признано и физическое лицо.

Банкротство (несостоятельность) представляет собой неспособность должника ответить по своим долгам и полностью удовлетворить финансовые требования, предъявляемые кредиторами, а также выплатить все обязательные платежи.

Иными словами, несостоятельность– это состояние, когда предприятие не может заплатить по предъявленным ему счетам.

Согласно законодательству гражданин (предприятие) может быть признаны несостоятельными, если соответствующие обязательства не были уплачены должником в течение 3 (трех) месяцев.

Происхождение термина

Понятие «банкротство» образовано от итальянского словосочетания «banca rotta», что в переводе означает «сломанная скамья». В то время банком называли скамьи, на которых ростовщики осуществляли свои сделки. В случае разорения ростовщика он ломал скамью, тем самым объявляя себя банкротом.

История утверждения ФЗ о банкротстве

Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» стал третьим единым российским законодательным актом, который регламентирует признание юридического лица банкротом, порядок действий и взаимоотношения сторон.

Первым актом о банкротстве был Закон РФ от 19 ноября 1992 года № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который установил условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, очередность удовлетворения требований кредиторов.

Закон 1992 года стал одним из первых актов регламентирующих рыночные отношения, он был принят в тот период, когда ряда других основополагающих актов по экономическим и правовым отношениям ещё не было. К тому же практики применения такого законодательства в Советском Союзе также не существовало.

Через шесть лет был принят Федеральный закон от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон 1998 г. о банкротстве).

Для реализации указанного Закона в частных случаях были приняты Федеральные законы от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» . Эти законы действовали, их выполнение в основном затрагивало службу ФСФО, которая осуществляла процедуру банкротства в Российской Федерации.

Эти законы в своё время выполняли свои функции, но к 2002 году появилась необходимость их изменения, на что указал президент страны В. В.

Путин:

Что касается банкротства, то в этой сфере необходимо срочно навести порядок — и, прежде всего, обращаюсь опять к вам, в законодательстве. «Поточное» банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом.

Мы обязаны сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным, рыночным, а значит — невосприимчивым к коррупции.

Работа по правоприменению и разъяснению новых положений закона была возложена на руководителя ФСФО Т. И. Трефилову, которая вела разъяснительную работу — участвовала в пресс-конференциях и давала интервью в связи с новым законом .

По итогам 2003 года ФСФО было расформировано и вопросами банкротства стала заниматься Федеральная налоговая служба.

Описание ФЗ-127 о банкротстве

В содержании своих статей ФЗ о несостоятельности, банкротстве раскрывает:

  • общие положения процедуры признания лица банкротом,
  • меры по предупреждению банкротства,
  • порядок разбирательства дел в арбитражном суде,
  • процесс оспаривания сделок должника,
  • ответственность должностных и иных лиц в делах о банкротстве,
  • процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и т.д.,
  • порядок заключения мирового соглашения.

Помимо этого ФЗ-127 разграничивает несостоятельность (банкротство) отдельных российских граждан и юридических лиц, при этом разделяя их на различные категории должников. Так же необходимо отметить, что закон о несостоятельности (банкротстве) подвергается регулярным изменениям, однако суть свою он не меняет. Так последние изменения были внесены в конце июля 2017 года.

Структура закона

Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей:

Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

Скачать закон о банкротстве физических лиц (от 29.06.2015)

Источник: https://russianpeople.ru/zakon-o-bankrotstve/

Закона о несостоятельности и актуальность данных

Закон о несостоятельности кратко

Капитализм приводит к тому, что отдельные элементы рыночной экономики (организации и частные лица) находятся не в состоянии выдержать конкуренцию и (или) правильно выстроить модель своего экономического развития, в связи с чем они теряют платежеспособность.

Чтобы урегулировать этот процесс был разработан ФЗ № 127, именуемый ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Первая версия законопроекта была принята на государственном уровне в 1992 году. Тогда он назывался «Закон РФ О несостоятельности (банкротстве)».

Через 6 лет в него были внесены существенные поправки и он стал называться Федеральным законом. Еще через 4 года, 26 октября 2002, текст ФЗ был переиздан в полном размере.

Последний раз серьезные изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены в 2015 году, эта редакция действующая и по состоянию на 2017 год.

Основные положения

Федеральный закон о банкротстве является гарантом исполнения обязательств участниками процедуры объявления несостоятельности и создан на основе Гражданского кодекса в соответствии с международной практикой. Его содержание включает 12 глав. Основные положения некоторых из них:

  1. «Общие положения». Глава-консультант, здесь даны определения основным понятиям, касающимся банкротства, указаны права и обязанности участников процесса, определена газета, где должна публиковаться информация о деле, и другое.
  2. «Предупреждение банкротства». Здесь оговариваются меры, которые могут быть приняты с целью спасти или вывести организацию из кризиса.
  3. «Разбирательство дел в суде». В главе указано, как подать заявление, кто считается участником процесса, какие решения вправе вынести арбитражный суд, как можно оспорить сумму денежных требований при расходе в ее определении между должником и кредитором, какие вопросы могут рассматриваться в рамках объявления неплатежеспособности одной организации (гражданина), срок оспаривания решений суда и другое.

4-8. «Наблюдение», «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство», «Мировое соглашение». В главах указаны нюансы введения и осуществления каждого из этапов. Здесь же расписаны полномочия арбитражного управляющего. Например, он может запретить должнику купить-продать какое-либо имущество, или наложить вето на иную сделку, требующую вывода значительного капитала.

Согласно Закону о банкротстве, рассмотрением дел о несостоятельности занимается арбитражный суд

  1. «Особенности банкротства юридических лиц». Здесь оговорены все тонкости, которые связаны с банкротством организаций (например, несостоятельность застройщика): включение требований по долгам в реестр, очередность и период совершения платежей, в том числе и текущих, полномочия собрания кредиторов и т. д.
  2. «Банкротство гражданина». Здесь же указаны особенности объявления несостоятельности физлиц и индивидуальных предпринимателей. Например, в главе оговаривается порядок ареста и реализации собственности банкрота (проведения торгов). Так, Закон запрещает забирать у него единственное жилье, если оно не является залоговым имуществом (например, ипотечный кредит).
  3. «Упрощенные процедуры». Определяются правила и порядок проведения облегченного процесса для банкрота.
  4. «Заключительные положения». Особенности вступления в законную силу и применения данного Федерального закона.

Кому полезно знать Закон

Поскольку с 2015 года ФЗ предусматривает возможность банкротства не только юридического, но и физического лица, то знать основные положения закона необходимо всем тем, кто находится на грани банкротства и отвечает признакам неплатежеспособности и недостаточности имущества.

Статья 2 определила, что таким основным признаком является превалирование пассивов над активами. То есть, когда вся сумма обязательств должника больше, чем стоимость его имущества.

К таким же признакам относится наличие исполнительного листа от судебного пристава о том, с должника невозможно получить причитающуюся сумму, в виду отсутствия у него денежных средств.

Также, чтобы иметь возможность объявить себя несостоятельным, необходимо наличие определенного размера долга (для юридических лиц – 300 000 рублей, для физических – 500 000 рублей) и не погашение его перед своими кредиторами в течение 3 месяцев и более.

Чтобы гарантировать, что ответственные лица не будут халатно относиться к своим обязанностям, а предпримут все необходимые действия для вывода компании из кризиса (в случае с юридическим лицом), Законом предусмотрена субсидиарная ответственность руководящих должностей.

То есть, в случае выявления факта, что по вине директора предприятия кредитор (один или несколько) не получит всю причитающуюся ему сумму из бюджета организации – данные долги не будут списаны.

Директор вынужден будет рассчитаться по ним из своего кармана и за счет своего личного имущества.

Стоимость процедуры банкротства после внесения правок в Закон значительно снизилась

Более того, законодательством предусмотрены понятия: фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве, последствиями которых может стать привлечение к уголовной ответственности.

Последние изменения

Источник: https://MoyDolg.com/bankrotstvo/zakonodatelstvo-1/zakon-o-bankrotstve.html

Понятие и виды несостоятельности банкротства

Закон о несостоятельности кратко

Согласно закону №127 ФЗ, банкротство физического или юридического лица, предприятия или государства – это утвержденная арбитражным судом финансовая несостоятельность, основывающаяся на том, что должник больше не в состоянии выполнять требования кредиторов.

Процедура банкротства существует для решения нескольких проблем: защита должника, неспособного выполнять обязательства, и защита кредиторов от неправомерных действий со стороны юридического или физического лица.

Восстановление платежеспособности – трудоемкий процесс, включающий в себя разнообразные виды финансового оздоровления, предусмотренные законом о несостоятельности.

Цель, участники процедуры банкротства

На основании Федерального Закона Российской Федерации, с 2015 года стало возможным официально признать физическое или юридическое лицо, предприятие банкротом. Основной целью такого мероприятия является признание факта неплатежеспособности, ликвидация предприятий, которые оказались неэффективными, с помощью общих усилий кредиторов, должников и правовых органов.

В процедуре объявления лица должником и проведении дальнейшего финансового оздоровления принимают участие:

  • арбитражный суд;
  • непосредственно должник;
  • финансовый управляющий, который является лицом, отвечающим за все финансовые операции гражданина, признанного несостоятельным;
  • инвесторы;
  • кредиторы;
  • другие органы государственной власти.

Предусмотренные законом процедуры созданы для максимально эффективного управления производственным капиталом, для изменения образовавшейся ситуации в установленный срок. Деятельность таких предприятий или лиц регулируется с помощью внешнего влияния со стороны специалистов по банкротству.

Основные признаки банкротства

Задолженность перед банком, неспособность выполнять требования кредиторов приводят к предусмотренной законом процедуре – признанию финансовой несостоятельности должника и дальнейшему проведению финансового оздоровления. Признать должника банкротом может суд на основании установленных формальных и неформальных признаков.

К формальным признакам относятся следующие причины:

  • случаи, когда лицо не может рассчитаться по долгам – неплатежеспособность должника;
  • на счетах должника прослеживается нехватка средств для оплаты задолженностей;
  • в случае предприятия банкротство предусматривается в ситуациях, когда расходы превышают доходы продолжительное время.

К понятию неформальных признаков относятся:

  • изменения в политике на предприятии;
  • смена юридического лица, внешнего баланса;
  • отсутствие возможности выплачивать проценты от дохода инвесторам;
  • образование задолженностей перед работниками;
  • бухгалтерская отчетность сдается не в срок и содержит ошибки.

Кредиторская задолженность и невыплаты по ней на протяжении 3 и более месяцев, в случае накопления долга от 500 000 рублей, финансовое учреждение может самостоятельно подать заявление в суд и начать разбирательство.

Виды банкротства предприятия

Понятие и виды банкротства, несостоятельности юридического лица, основываются на статье 2 и 3 закона № 127 ФЗ, которые предусматривают присвоение предприятию статуса финансово несостоятельного объекта. Признание такого статуса происходит после судебного разбирательства на основе накопленных предприятием долгов от 500 000 рублей и отсутствии выплат в течение 3 и более месяцев.

Для открытия дела требуется документальное подтверждение несостоятельности – кредитные договоры, различные акты, квитанции о выплатах, выписки со счетов предприятия и другие формы документов, касающиеся финансов организации.

Основные виды несостоятельности:

  1. Реальное – полноценное банкротство, под которым подразумевается полная неспособность предприятия выплачивать накопившиеся задолженности и выполнять требования кредиторов. На практике такие предприятия легко описываются отсутствием капитала, крупными долгами и отсутствием средств для функционирования. Понятие «финансовое оздоровление» больше не работает – будет запущено конкурсное производство. Все активы компании будут выставлены на торги, а владелец будет признан банкротом.
  2. Техническое – второй вид банкротства подходит под понятие временного или же условного кризиса. Причина такого явления заключается в том, что количество общих активов предприятия превышает размер накопленной задолженности. В таких ситуациях требуется принять незамедлительные меры и начать оздоровление предприятия – при грамотном подходе антикризисного менеджера ситуация может быть исправлена в короткий срок. Для реанимации производства также привлекается финансовый управляющий, который проводит работы, направленные на восстановление платежеспособности.
  3. Умышленное – такой вид, как преднамеренное банкротство является мошенническим действием, благодаря которому несостоятельность предприятия создается искусственно. При проверке счетов выявляются свободные средства, привлекаются посторонние лица для создания имитации неплатежеспособности.
  4. Фиктивное банкротство – второй вид ложного банкротства. Проявляется махинация в виде подачи заведомо неточных сведений о производстве и его финансовом состоянии во избежание заключения мирового соглашения и обмана кредиторов. Такое банкротство проводится для того, чтобы получить дополнительную рассрочку на задолженность, законную скидку от накопившейся суммы.

Читайте так же:  Госпошлина при банкротстве физических лиц

Важно понимать, что попытка инициировать банкротство приводит к уголовному наказанию. Все описанные мошеннические виды преследуются правоохранительными органами на основании УК РФ.

Признание компании банкротом происходит в судебном порядке – сама процедура может исполняться по упрощенной или полноценной схеме. Перед признанием несостоятельности за фирмой происходит наблюдение, внешнее управление, процедуры финансового оздоровления. В тех случаях, когда организацию невозможно вернуть к устойчивому функционированию, происходит полная ликвидация учреждения.

Вам также может понравиться

Источник: https://bankroty.su/ponyatie-i-vidy-nesostoyatelnosti-bankrotstva/

Законодательство о несостоятельности (банкротстве)

Закон о несостоятельности кратко

Закон о несостоятельности (банкротстве) относится к области гражданского права и применяется для урегулирования отношений между гражданскими и/или юридическими лицами – частными предпринимателями, предприятиями и обществами – в случае невозможности одной из сторон выполнить взятые на себя финансовые обязательства в полном объеме.

Закон вводит основные определения (юридические термины), рассматривает признаки банкротства, описывает права и обязанности всех сторон, том числе и регулирующих организаций, а также процедуры, необходимые для принятия мирового соглашения.

Также отмечены отдельные статьи, потерявшие юридическую силу, (в дополнение приведены указы, согласно которым было отменено действие статей, а также даты, с которых отмена вступила в силу).

Неизменной осталась структура всех Законов о несостоятельности (банкротстве) (1992 г., 1998 г. и 2002 г.) в части расположения в них норм, касающихся предупреждения банкротства.

Анализ самих норм, регулирующих вопросы предупреждения банкротства, их расположение в системе норм о банкротстве организаций подтверждают вывод о том, что они осуществляются до возбуждения дела о банкротстве и без судебного контроля.

Существующая до 2002 года в России нормативно-правовая база (опирающаяся в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон № 127 “О несостоятельности (банкротстве) ” от 26 октября 2002 года.

Кроме того, процедуры банкротства регулируются:

Гражданским кодексом РФ (ч.1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ);

Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.);

Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;

Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;

Федеральным законом “Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса” от 24 июня 1999 г. М 122-ФЗ (действует до 1 января 2005 г., после чего вступает в действие § 6 гл.9 нового закона о банкротстве “Банкротство субъектов естественных монополий”);

Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от 25 февраля 1999 г. № 40 ФЗ.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица в соответствии со ст.27 Закона о банкротстве 2002 г. применяются определенные процедуры банкротства: наблюдение (стадия подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству); финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство и мировое соглашение.

Мировое соглашение вряд ли можно считать самостоятельной процедурой, поскольку мировым соглашением может быть закончена любая процедура банкротства в случае достижения об этом соглашения между кредиторами с одной стороны и должником – с другой стороны.

Таким образом, мировое соглашение – это возможное окончание любой процедуры банкротства и окончание самого банкротства в целом, но не отдельная процедура банкротства.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что мировое соглашение, во всяком случае, означает восстановление платежеспособности должника-банкрота и прекращение арбитражного дела о банкротстве.

Согласно ст.33 данного Закона, заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику-гражданину – не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, согласно ст.34 Закона о банкротстве 2002 года, являются:

· должник;

· арбитражный управляющий;

· конкурсные кредиторы;

· уполномоченные органы;

· федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

· лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Нормы нового Закона о банкротстве, касающиеся антикризисного управления, предупреждения банкротства, не претерпели существенного изменения.

Все также учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Новой является лишь обязанность руководителя должника в случае возникновения признаков банкротства уведомить учредителей (участников), собственника имущества – унитарного предприятия о наличии признаков банкротства.

Не изменилось по существу и правовое регулирование досудебной санации. Предусмотрено лишь, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Источник: https://studopedia.ru/20_36303_zakonodatelstvo-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve.html

Как менялся закон о банкротстве с 1992 по 2020 год

Закон о несостоятельности кратко

Адвокат и партнер юридической компании a.t.Legal, входящей в международную ассоциацию юридических фирм LawBridge (www.LawBridge.law) Павел Ганин подготовил для «Русбанкрота» подробный материал об изменении законодательства о банкротстве в новейшей истории России – с 1992 года и по сей день.

Законодательство о банкротстве в РФ получило свое системное отраслевое развитие в 1992 году, на этапе значительных экономических изменений в стране. За это время оно претерпело немало изменений, следуя за все усложняющимися правоотношениями в рамках гражданского оборота.

Закон о банкротстве 1992 года

Первым нормативным правовым актом в указанной сфере стал Закон РФ от 19.11.1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – «Закон 1992 года»).

Несмотря на значительное количество недостатков, данный Закон впервые регламентировал основные понятия в области несостоятельности (банкротства) предприятий, определил виды процедур банкротства и иные важные моменты, которые ранее фактически не были известны советскому и российскому правопорядку.

Так, в соответствии с Законом 1992 года под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или наличием неудовлетворительной структуры баланса должника.

Лицами, имеющими право подавать в суд заявление о признании банкротом, являлись должник, его кредиторы и прокурор.

По нормам Закона 1992 года в отношении должника применялись следующие процедуры:

  • реорганизационные: внешнее управление имуществом и санация;
  • ликвидационные: принудительная ликвидация по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация под контролем кредиторов и ликвидация в процессе конкурсного производства;
  • мировое соглашение.

Закон 1992 года не предусматривал многих важных положений, в частности, механизмов финансового анализа и финансового оздоровления. Формулировки данного закона были нечеткими и довольно обобщенными.

Само наличие внимания законодателя к указанной сфере регулирования наглядно показывало значимость данных норм для налаживания нормальных экономических отношений в стране.

Данное законом 1992 года определение несостоятельности зачастую являлось основанием для затягивания судебных процессов по делам о банкротстве на долгие месяцы, поскольку представлялось достаточно сложным доказать превышение обязательств над стоимостью имущества должника при наличии неудовлетворительной структуры баланса.

В сравнении с мировым опытом, позволяющим признавать банкротом предприятие, неспособное оплачивать свои долги, российский закон 1992 года предоставлял крупным организациям возможность без опасений банкротства в течение длительного времени не выполнять свои обязательства перед кредиторами.

Напротив, можно было использовать денежные средства кредиторов в качестве собственных при условии, чтобы кредиторская задолженность не превышала балансовую стоимость активов.

Согласно существовавшей в тот период практике и общей статистике в данной сфере, банкротами признавались лишь небольшие предприятия.

Определенные споры вызывал также и пункт Закона 1992 года об определении внешнего признака несостоятельности (банкротства) предприятия, под которым понималось приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. То есть в ситуации, когда предприятие имело многомиллионную задолженность, но при этом раз в месяц осуществляло выплаты по своим обязательствам на сумму условных 100 рублей, один из основных признаков банкротства уже признавался отсутствующим.

Кроме того, в Законе 1992 года не содержалось подразделения должников на различные категории, к примеру, на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственные и финансовые организации.

Проведение процедур банкротства было одинаковым для всех должников, что, очевидно, являлось неприемлемым.

Наконец, в законе о банкротстве 1992 года практически отсутствовала детальная регламентация процесса рассмотрения дел о банкротстве, в связи с чем в период действия данного закона судам приходилось обращаться к общим процессуальным нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые регулировали лишь исковое производство.

Вместе с тем, рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) имеет множество своих особенностей и не может рассматриваться по стандартным правилам.

Особую роль в сложности и неопределенности правого регулирования сферы банкротства в течение периода действия закона 1992 года играла значительная степень непрозрачности в регулировании и фактическом правоприменении в области представления интересов фактически основного на тот момент кредитора – государства, по обязательствам, вытекающим из уплаты налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Закон о банкротстве 1998 года

8 января 1998 года принят новый Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон 1998 года»). По сравнению с Законом 1992 года его объем вырос более чем в 3 раза, а структура стала гораздо более содержательной и последовательной. Нормы закона 1998 года, очевидно, представляли новую веху в развитии правового регулирования сферы банкротства в стране.

Из значимых нововведений можно отметить включение в закон 1998 года отдельных параграфов, регулирующих банкротство сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, также банкротство гражданина и индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, ввиду отсутствия на тот момент в Гражданском кодексе РФ норм, предусматривающих возможность признания банкротом неплатежеспособного гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, статья 185 Закона 1998 года устанавливала введение в действие норм о банкротстве гражданина с момента внесения соответствующих изменений в ГК РФ.

Что касается арбитражного управляющего, то теперь он мог выступать в трех статусах: временного, внешнего и конкурсного.

Изменилось и само понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Такая формулировка представлялась более совершенной и точной по сравнению с той, которая содержалась Законе 1992 года.

Законом 1998 года были определены также размеры задолженности, при наличии которых могло быть возбуждено дело о банкротстве: для юридического лица – не менее 100 000 рублей, для гражданина – не менее 10 000 рублей.

Закон о банкротстве 2002 года

Действующее нормативное регулирование отношений в сфере несостоятельности определяется Федеральным законом от 26.10.

2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который применяется почти восемнадцать лет (далее – «Закон 2002 года»), и содержит не только нормы материального права, но и регламентацию судебного разбирательства, процедуры рассмотрения арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве), а также различных обособленных споров в его рамках.

В законе 2002 года расширилось понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон 2002 года множество раз подвергался корректировке, а также изменениям носящий радикальный характер, в том числе в части включения в закон значительного объема норм, регулирующих особенности банкротства различного вида должников, отдельных норм в отношении оспаривания сделок должников, субсидиарной ответственности по обязательствам должников.

К числу наиболее важных изменений по сравнению с первоначальной моделью регулирования можно отнести следующие поправки:

  • о введении моратория на банкротство;
  • о предоставлении работникам предприятия-банкрота полномочий по участию в деле о банкротстве;
  • уточнение правового статуса арбитражных управляющих и решение организационных моментов, связанных с их участием в деле о банкротстве;
  • введение института банкротства физических лиц;
  • установление возможности оспаривания сделок должника;
  • возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.;
  • усовершенствования порядка продажи имущества должника;
  • введение новой реорганизационной процедуры – финансового оздоровления;
  • установление порядка удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника и иное.

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, детальный подход законодателя к урегулированию сферы несостоятельности (банкротства) в законе 2002 года присутствует значительное количество пробелов и спорных моментов.

Именно поэтому применение действующего закона о банкротстве фактически невозможно без многочисленных разъяснений Пленумов Верховного суда РФ и ныне упраздненного Высшего Арбитражного суда РФ, дающих обязательные рекомендации судам относительно рассмотрения дел о банкротстве, а также действующей правоприменительной практики Судебной коллеги по экономическим спорам Верховного суда РФ, арбитражных судов округов.

Так, предметом отдельного рассмотрения высших судов были, в частности, следующие вопросы:

  • особенности банкротства индивидуальных предпринимателей,
  • ведение банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства,
  • погашение расходов по делам о банкротстве,
  • текущие платежи по денежным обязательствам в рамках дел о банкротстве,
  • особенности признания недействительными сделок должника и т.д.

Вместе с тем, объем накопленных правовых позиций и, соответственно, их разрозненность значительно затрудняют правоприменение.

21.09.2020

Источник: https://rusbankrot.ru/people/kak-menyalsya-zakon-o-bankrotstve-s-1992-po-2020-god/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.